Будущее российской экономики зависит в немалой степени от того, каким образом будет формироваться профессиональное самосознание сегодняшнего поколения школьников, которые через десять-пятнадцать лет пополнят ряды трудоспособного населения.
Челябинская область – из тех регионов, где в силу особенностей экономики приоритет отдается естественно-математическому и технологическому образованию. Вместе с тем проблема несоответствия профессионального уровня работников многих предприятий требованиям рынка труда характерна и для нашей области. Поэтому в нашем регионе разработан образовательный проект «ТЕМП», направленный на подготовку квалифицированных кадров для экономики Южного Урала и достижение конкурентного уровня качества естественно-математического и технологического образования в школах.
С готовностью за реализацию проекта взялись в магнитогорской школе №64, где работа по профориентации школьников является одним из ведущих направлений. Школа – пионер профильного обучения среди общеобразовательных учреждений города, поэтому наработки и ресурсы для воплощения «ТЕМПа» в наличии как в теоретической, так и в практической части обучения.
– Замечательно, что программа «ТЕМП» работает не только на популяризацию естественно-математического и технологического образования и продвижение рабочих и инженерных профессий, но и на обновление содержания и технологий подготовки педагогических кадров, повышение привлекательности программ профессионального образования и создание инновационной инфраструктуры образования, – говорит директор школы №64 Светлана КУДРЯШОВА.
– Нас заинтересовал опыт образовательного центра «Сириус» в Сочи, созданного по инициативе президента РФ. Одна из целей работы «Сириуса» – развитие и дальнейшая профессиональная поддержка одаренных детей, – продолжает заместитель директора школы №64 по учебно-воспитательной работе Марина ЛУКИНА. – Недавно там прошла «проектная смена», участники которой работали над воплощением научных и технических идей. Важно создавать подобные условия для развития детей и в других городах. В Магнитогорске такие возможности есть: действуют ресурсный центр по работе с одаренными детьми на базе академического лицея, школа №5 с углубленным изучением математики и другие подобные учебные заведения. Мы тоже сделали попытку работать в этом направлении. В начальном звене нашей школы действуют группы индивидуального образования, в которых создается обогащенная интеллектуальная среда, где учащиеся первых-четвертых классов в форме игровой деятельности приобщаются к науке. Нас привлекла идея предметных лабораторий.
Например, химико-биологическое направление давно реализуется в старших классах 64-й школы, юные химики среднего звена занимались в «Сумасшедшей лаборатории». Теперь представление о химии как о науке получают и четвероклассники – для них недавно провел занятия «профессор» одной из детских научных лабораторий, который познакомил ребят с темой «Химические реакции» в наглядно-игровой форме. Таким образом в школе обеспечивается преемственность образовательного процесса в рамках проекта «ТЕМП» на разных ступенях обучения.
– В начальной школе обучение эффективно, когда оно имеет практическую направленность, когда дети могут принять участие в исследовании различных процессов, последовательно рассматривая этапы научных экспериментов, – говорит учитель начального звена школы №64 Любовь
ЯЧМЕНЬКОВА. – Занимаясь в научной лаборатории, дети получают возможность изучить на практике взаимодействие различных химических элементов и растворов, которые используют в быту.
– Такие занятия формируют у ребят стойкий познавательный интерес, – вступает в беседу педагог-психолог Татьяна БЕЛЬЧИКОВА, – помогают формированию мотивации учебной деятельности. Они играют важную роль в подготовке школьников к предметным олимпиадам и интеллектуальным конкурсам всех уровней.
Фото Динара ВОРОНЦОВА