Театр впервые участвовал в конкурсном отборе Российской национальной театральной премии, и его ждала большая удача – представленная на конкурс лирическая опера Петра Чайковского «Иоланта» в постановке московского режиссера Натальи Дыченко вошла в список «самых заметных спектаклей сезона 2015-2016 г. по мнению экспертного совета».
– Наш коллектив долгих двадцать лет шел к тому, чтобы подать заявку на участие в главном российском театральном конкурсе, – рассказал директор театра оперы и балета Илья КОЖЕВНИКОВ. – Сыграл свою роль комплекс провинциализма, который мы стали изживать с началом проведения Международного фестиваля оперного искусства «Вива опера». Мероприятие изначально имело цель интеграции нашего театра в художественные процессы общероссийского и даже мирового культурного пространства. Когда к нам стали приезжать выдающиеся деятели искусства, их свежий взгляд на нашу работу был очень доброжелательным и удивленным – многие раньше не знали, что в Магнитогорске есть театр оперы и балета, и театр достойного уровня. Ободренные благожелательными отзывами, мы уже несколько раз принимали участие в областном смотре-конкурсе «Сцена», призами которого были отмечены различные постановки нашего театра. Столичные критики и театральные деятели, приезжающие к нам работать, характеризуют наш коллектив как молодой, полный жизни, динамично развивающийся, лишенный черт периферийности и провинциальной замшелости, с дерзким взглядом и огромной жаждой творить, работать, идти вперед.
Любой спектакль, попавший в поле внимания экспертов самой престижной театральной премии России, проходит многоступенчатую систему отбора. Сначала на конкурс была отослана видеозапись «Иоланты», затем с Магнитогорским театром оперы связались эксперты «Золотой маски», которые сказали, что спектакль их заинтересовал и они хотят продолжить работать с ним. Критики были удивлены тем, что наш театр раньше никогда не участвовал в конкурсе Национальной театральной премии.
Одновременно «Иоланта» была заявлена и на участие в областном фестивале, конкурсные просмотры «Сцены-2016» и «Золотой маски» проходили одновременно, 13 октября. В Магнитогорск прибыли три «масочных» эксперта из числа российских журналистов – театральный критик Александр ИБРАЕВ, музыкальные критики Юлия БЕДЕРОВА и Екатерина БЕЛЯЕВА. По законам фестиваля эксперты не могут говорить о своей оценке постановки, но тот факт, что высокие гости встретились после спектакля с артистами и музыкантами, чтобы поблагодарить их за прекрасную работу и высказать свою радость по поводу того, что в российской провинции есть театр такого уровня, говорит о многом.
В начале ноября на официальном сайте «Золотой маски» были опубликованы список номинантов Национальной премии и лонг-лист с самыми заметными постановками сезона, в число которых вошла опера магнитогорского театра «с участием Ангелины Безруковой в роли Иоланты» – эксперты особо отметили молодую исполнительницу главной партии.
– Это профессиональное признание, своего рода знак качества, – так оценивает попадание в лонг-лист «Золотой маски» Илья Кожевников. – Мне как театральному менеджеру это говорит о том, что театр движется в правильном направлении, и я надеюсь, что движение это успешно продолжится. «Иоланта» была отмечена и двумя наградами фестиваля «Сцена-2016»: исполнителем лучшей мужской роли признан Павел ЧИКАНОВСКИЙ, кроме того, спецприз фестиваля за лучшую работу хормейстера в оперном театре получила главный хормейстер нашего театра Татьяна ПОЖИДАЕВА. Приглашаю всех, кто еще не успел увидеть «Иоланту», в театр 13 ноября – в этот день она прозвучит в последний раз в этом году.
Лонг-лист формируется в третий раз за всю историю фестиваля «Золотая маска», в нем отмечены около полусотни постановок музыкальных театров, среди которых большинство составляют культурные учреждения столиц и областных центров. Из южноуральских творческих коллективов в лонг-лист попал также Челябинский театр оперы и балета имени Глинки со спектаклем «Фауст». А в число номинантов Национальной театральной премии вошли спектакль «Теоретическая модель абсолютной свободы» челябинского Театра современного танца, представленный недавно в Магнитогорске в рамках «Сцены-2016», и его постановщик Ольга Пона.
Фото Андрей КУСТОВ