«Одели» в броню каждый второй советский танк. 75 лет назад на ММК начал работу броневой стан

Броневой прокатный стан «4500» Мариупольского металлургического завода имени Ильича эвакуировали на Магнитогорский металлургический комбинат в самом начале Великой Отечественной войны по решению Государственного комитета обороны.

Толстолистовой стан «4500» спроектирован в 1912 году немецкой фирмой «Крупп». Парадоксально, но факт: немецкий промышленный агрегат помог победить фашистскую Германию. Толстолистовой броневой стан смонтировали на металлургическом заводе в Мариуполе в 1914 году – он был одним из мощнейших в СССР. В начале Великой Отечественной войны он поставлял броню Харьковскому танкостроительному заводу. В начале августа 1941 года, когда фронт подошел вплотную к городу, стан был демонтирован и вместе с работавшими на нем людьми отправлен на ММК.

Приказом народного комиссара черной металлургии СССР Ивана Тевосяна определялись точная дата начала выпуска станом первого броневого листа и место для размещения: готовое здание фасонно-вальце-сталелитейного цеха. Но для этого надо было демонтировать все оборудование вместе со сталеплавильными печами. Стан «4500» установили в пролетах адъюстажа сортопрокатного цеха. Строительные работы и монтаж оборудования были произведены в рекордно короткие сроки. Первого ноября 1941 года на стане был прокатан первый броневой лист. В декабре того же года Магнитка дала фронту 60 тысяч тонн танкового броневого металла. Производство бронелиста к тому времени на ММК превысило его довоенный выпуск всеми предприятиями Наркомчермета. По расчетам западных инженеров он должен прокатывать 115 тысяч тонн в год. Магнитогорские прокатчики давали 400 тысяч тонн брони – почти вчетверо больше. Из 60 тысяч тонн брони, выданной металлургами в первый год войны, изготовлено четыре тысячи танков Т-34, которые немцы назвали первым серьезным противником. В годы войны магнитогорцы «одели» в броню каждый второй советский танк.

Славная история стана «4500» продолжается. Толстый горячекатаный лист востребован и в наши дни. Промышленный агрегат, ковавший победу, и сегодня укрепляет экономическую мощь страны. Здесь производят лист по индивидуальным параметрам для специализированных заказов – таких, как металлоконструкции, применяемые в строительной сфере. Продукция востребована предприятиями трубной отрасли, машиностроения, в том числе судо- и котлостроения.

Осенью 2008 года на стане «4500» прошел очередной капитальный ремонт, включавший плановую наладку и замену оборудования. А на легендарной паровой машине обновили не только оборудование, но и фундамент. Этот колоссальный агрегат, в 2013 году отметивший вековой юбилей, уникален. Паровая машина, приводящая в действие мощный прокатный стан, – единственная в России. Подобная есть только в Мариуполе, на Украине – на родине нашего стана «4500».

Современная наука не стоит на месте. Разрабатывают инновационные технологии. Так, на одной из недавних научных конференций в МГТУ были представлены проекты производства деталей крупногабаритных тел различного назначения на толстолистовом стане «4500». А значит, возможности легендарного прокатного стана далеко не исчерпаны, отмечает управление информации и общественных связей ОАО «ММК».

Exit mobile version