Металлурги Магнитки сражались за досрочное выполнение послевоенного пятилетнего плана и помогали пострадавшему от землетрясения Ашхабаду. Комсомол готовился к встрече своего 30-летия.
Закон пятилетки
«Режим экономии – закон пятилетки», – объявлял «МР» от 6 октября, отводя под аргументацию этого лозунга всю вторую полосу. «Магнитогорские металлурги идут в первой шеренге участников всенародного соревнования за выполнение послевоенной сталинской пятилетки в четыре года», – писала наша газета. Магнитогорский металлургический комбинат первым в Челябинской области включился в трудовой почин, объявленный Москвой. «Дать в третьем году пятилетки 45 миллионов рублей экономии от сверхпланового снижения себестоимости продукции – таково обязательство магнитогорских металлургов», – констатировал «Магнитогорский рабочий».
Ниже следовали графики, демонстрирующие, как «металлурги снижают себестоимость продукции в 1948 году». Газета подробно рассказывала, сколько и каких ресурсов удалось сберечь, и давала яркие сравнения, сопровождая их иллюстрациями: «Комбинат за август сэкономил такое количество топлива, которого достаточно для доставки 25 маршрутов с металлом из Магнитки до Ленинграда». Или: «Сокращение простоев одной домны на один процент в месяц дает экономию на постоянных расходах производства 7500 рублей».
В начале октября в эфир вышла радиопередача о магнитогорском комбинате, подготовленная Челябинским областным радиокомитетом, сообщал «МР» 13 октября. Передача рассказывала, как коллектив металлургов энергично боролся за «увеличение сверхплановых социалистических накоплений». На пленку были записаны выступления руководителей цехов и участков предприятия и стахановцев производства, а также директора ММК Григория Носова. В том числе и «начальник горнорудного управления т. Котов сообщил об успехах горняков».
Молодая гвардия Магнитки
Во всех цехах металлургического комбината проходили стахановские вахты в честь приближающегося юбилея «ленинско-сталинского комсомола». В честь праздника молодые рабочие подарили матери-Родине тысячи тонн сверхплановой продукции.
В преддверии юбилея организовывали читательские конференции, выставки, «комсомольские понедельники», во время которых читали лекции, проводили беседы, тематические концерты, сообщал «МР» 10 октября.
С 6 по 10 октября в Магнитогорске шел кинофестиваль, посвященный 30-летию ВЛКСМ. В кинотеатре «Магнит» по этому случаю демонстрировали фильмы «Марите», «Рядовой Александр Матросов», «Мальчик с окраины», «Парень из нашего города», «Зоя», а 11 октября на экраны выходила «Молодая гвардия» – «новый художественный фильм по роману А. Фадеева», порадовал «МР» читателей 6 октября.
А в центральной библиотеке состоялась встреча молодых строителей с писателем Евгением Воробьевым, писавшим книгу о героическом труде магнитогорцев. Он прочел собравшимся свой рассказ «Второгодник» – об этом можно узнать из «МР» от 8 октября.
Дети советской Туркмении
О катастрофе в Ашхабаде, произошедшей в ночь с 5 на 6 октября 1948 года, магнитогорцы узнали 8 октября из сообщения ТАСС, опубликованного в «МР». В нем говорилось о большой силе землетрясения, многочисленных разрушениях и человеческих жертвах.
Катаклизм был зарегистрирован сейсмическими станциями Москвы, Свердловска, Иркутска, Ташкента, Владивостока, Тбилиси, Еревана, Сталинабада, Алма-Аты, Фрунзе, Андижана, Самарканда, Чимкента и других городов, рассказывал «МР» 10 октября. Эпицентр находился примерно в 80 километрах от Ашхабада, в горах Северного Ирана, там по данным Академии наук СССР сила толчка достигала 10 баллов, в Ашхабаде сила землетрясения составила около девяти баллов.
ТАСС приводил хронику: с 1875 по 1948 год в горах Северного Ирана было зарегистрировано около 140 заметных подземных толчков, ряд из них достигал семи баллов, ряд землетрясений носил катастрофический характер – 1893, 1895 и 1929 года. В Ашхабаде за время его существования к тому времени было зарегистрировано 25 сильных толчков и около 150 слабых. В район катастрофы в 1948 году направилась комиссия ученых Академии наук СССР с целью изучения ситуации и обсуждения планов антисейсмического
строительства.
Известно, что на эвакуации тяжелораненых в результате землетрясения 6, 7 и 8 октября задействовали 120 тяжелых транспортных самолетов гражданской авиации ежедневно. Были вывезены более шести тысяч человек. Восьмого октября пошли санитарные поезда. Вывоз самых «тяжелых» пострадавших планировалось завершить 9 октября. Из разных городов Советского Союза в Ашхабад прибыло более тысячи врачей, в районе города развернули полевые госпитали. Открывались пункты питания и походные пекарни, была организована выдача воды. Население пострадавшего района проявляло «исключительную выдержку и самообладание», цитировал «МР» ТАСС.
12 октября «Магнитогорский рабочий» рассказал о том, как корреспондент ТАСС связался по телефону с председателем Совета Министров Туркменской ССР Суханом Бабаевым. Стало известно, что среди жертв землетрясения оказались замминистра госконтроля республики Фалькович, замминистра мясной и молочной промышленности Уваров, заместитель уполномоченного Госплана СССР Мамонтов, прокурор Туркменской ССР Гуков, замначальника Ашхабадской железной дороги Замчалов и другие «официальные лица».
В городе начинали восстанавливать водоснабжение и торговлю. Главными задачами были оказание медицинской помощи пострадавшему населению и обеспечение его жильем. Правительство СССР выделило для Ашхабада сборные деревянные дома, утепленные палатки и строительные материалы. В результате землетрясения пострадали все промышленные предприятия столицы Туркмении, которых было тогда свыше двухсот. В первую очередь восстановлению подлежали электростанция, водопровод, хлебозаводы, предприятия общественного питания, пищевой промышленности и железная дорога. Было открыто более 50 торговых ларьков, планировалось в ближайшие дни открыть еще столько же. Министерство торговли СССР принимало срочные меры помощи Ашхабаду продовольствием и промтоварами.
Все народы СССР протянули руку помощи Туркмении, и само население Ашхабада активно включилось в спасательные и восстановительные работы. Весомой была помощь Азербайджана. Оттуда в соседнюю республику вылетели монтажники, повара и врачебные бригады, снабженные медицинским оборудованием, отправлены три передвижные электростанции и многое другое.
«Особенно теплой заботой и чутким вниманием окружила общественность Баку прибывающих из Ашхабада детей. Для маленьких граждан выделены специальные помещения в больницах, детских учреждениях, уютно обставленные заботливыми руками домашних хозяек, жен нефтяников, депутатов районных советов». Известно, что только 8 октября из Ашхабада были вывезены 600 детей, оставшихся без родителей.
Не оставались в стороне от беды Туркмении и магнитогорцы. «Магнитогорские металлурги направили в столицу Туркмении несколько вагонов листового железа и других изделий. 50 тонн телеграфной проволоки послал в Ашхабад коллектив метизного завода. Метизники отправили также шесть вагонов гвоздей для строительства и восстановления жилых домов ашхабадцев. Цех ширпотреба металлургического комбината отгрузил в Ашхабад 2500 металлических изделий», – сообщил «МР» 16 октября.
Фото Илья МОСКОВЕЦ