Кто стал первым кавалером высшей российской награды, чьими именами называли танки, и как чистили Москву перед Олимпиадой, рассказывает «МР-инфо».
Крест и звезда
В 1699 году боярин Федор Алексеевич Головин стал первым кавалером высшей российской награды – ордена Святого Апостола Андрея Первозванного. Символично, что знаки ордена – косой крест и восьмиконечную звезду с девизом “За веру и верность” – Петр I возложил на Головина за день до похорон умершего Лефорта, тем самым дав понять, кто занимает опустевшее место у трона. Изначально эта награда предназначалась для царей, высших сановников и генералов, которые “храбростью своей снискали славу”. О том, какое значение царь придавал первому ордену, говорит неспешность последующих посвящений в его рыцари. Только через год после Головина этой чести удостоился украинский гетман Мазепа (в ту пору союзник Петра). Третьим знаки ордена получил в 1702 году генерал-фельдмаршал Борис Шереметев – за победу над шведами под Эрестфером. Сам Петр стал лишь седьмым кавалером ордена – за руководство операцией по взятию шведских боевых судов в устье Невы в 1703 году.
Конструктор танков
10 марта 1908 года – в небольшом украинском городке Павлограде пятым ребенком в рабочей семье родился советский конструктор Жозеф Яковлевич Котин. Главной специализацией Котина были тяжелые танки – под его руководством были созданы известные серии КВ (“Клим Ворошилов”) и ИС (“Иосиф Сталин”). Сталину нравилась мощь создаваемых Котиным машин, а близость к семье Ворошилова (Жозеф Яковлевич был женат на его воспитаннице) позволяла присваивать танкам конструкции Котина имена вождей. В годы войны Котин возглавил КБ на Уральском комбинате тяжелых танков. К сорока годам талантливый конструктор получил массу всевозможных наград, включая звезду Героя Соцтруда и четыре Сталинские премии. В послевоенные годы при его участии были созданы плавающий танк ПТ-76, самоходные артиллерийские установки и трактор К-700. Котин скончался 21 октября 1979 года на 72-м году жизни.
Чистили Москву
В 1980 году КГБ СССР начал операцию “Арсенал”. Накануне Московской Олимпиады необходимо было обезоружить преступные группировки. О существовании организованной преступности в то время и знали-то в основном только комитетчики. Председатель КГБ Юрий Андропов был всерьез обеспокоен тем, что у братвы накопилось довольно много оружия. По сравнению с сегодняшним днем арсенал преступного мира оказался скромным, хотя чекисты работали вполне добросовестно. Совместно с прокуратурой и милицией до 25 мая 1980 года было изъято: 6905 единиц огнестрельного оружия, в том числе 25 пулеметов, 146 автоматов, 1676 винтовок и карабинов, 828 пистолетов, 1750 стволов мелкокалиберного оружия, 2480 обрезов и самодельного нарезного оружия, а также 290 тысяч патронов, 965 гранат, 1189 килограммов взрывчатых веществ, 13 самодельных взрывных устройств. К уголовной ответственности привлекли 1025 человек, а к административной – 11 700. Пройдет десять лет, и такие операции станут для силовиков обычными.