Новое подразделение вуза предназначено для обучения студентов и работников предприятий принципам бережливого производства, пишет сайт “МР-инфо”.
Справка «МР»
Лин-лаборатория (Фабрика процессов) — имитационный учебный центр практического обучения принципам и инструментам бережливого подхода. В нем имитируются процессы производства, офиса, управления оборудованием и другие. Термин произошел от выражения lean production (с английского «стройное производство»), обозначающего экономичный или рациональный подход к организации бизнеса, который предполагает максимальную ориентацию на потребности клиента, избавление от любых непроизводительных потерь и вовлечение всех работников в процесс улучшений. Сегодня по всему миру уже действует множество бережливых производств, офисов, поликлиник, школ.
– Бережливое производство – это организация и управление предприятием, основанное на постоянном совершенствовании и на уважении к людям, – пояснила заведующая кафедрой менеджмента МГТУ имени Носова Юлия ЛИТОВСКАЯ. – Эта идея направлена на решение важнейших задач предприятия: оптимизацию организации труда, рациональное использование ресурсов, снижение потерь. Лин-лаборатория – это центр практического обучения инструментам и принципам бережливого производства. Ее можно включать в учебный процесс студентов любых направлений и специальностей. Поначалу у ребят, скорее всего, не получится выполнить поставленную производственную задачу, и тогда им придется применять теоретические знания на практике: подумать, как выстроить производственный поток, улучшить работу логистов, склада, какие рабочие места оптимизировать, возможно, разделить чью-то работу на два этапа или автоматизировать. Главные принципы – снижение материальных потерь и потерь времени, ведь порой даже лишнее движение увеличивает время рабочей операции. Очень важно выстроить поток так, чтобы не было простоев. Очень многое зависит даже от того, где что лежит на рабочем месте, как подписаны инструменты, детали, как формируется заявка.
Занятия в лин-лаборатории МГТУ имени Носова под руководством сертифицированных тренеров будут проходить в рамках образовательного процесса для студентов технических специальностей, а также в рамках обучения будущих менеджеров производства. Раньше этим навыкам их обучали, по большей части, на лекциях, немногочисленные практические занятия были посвящены, в основном, работе с абстрактными диаграммами. Теперь процесс обучения изменился в корне: ребята при изучении производственного менеджмента 30 процентов времени посвятят лекционным занятиям и 70 – практике, и это действительно практика полного погружения в производственный процесс.
– Лин-лаборатория – это новый метод обучения в виде имитационной игры, – рассказывает руководитель лаборатории – доцент кафедры менеджмента МГТУ имени Носова Ольга ПОНОМАРЕВА. – Перед командой ставится определенная проблемная ситуация, которую участники решают раунд за раундом с использованием инструментов бережливого производства. Среди проблем, требующих решения, могут быть разбалансировка производственного процесса, неправильная организация рабочего места, склада, нехватка деталей, неправильное распределение труда и другие. Результаты игры фиксируются на стендах оперативного управления, выявляются проблемы, и команда ищет пути улучшения ситуации. Решения проверяются на практике, затем улучшения внедряются в работу, команда выходит на итоговые показатели производственного плана, рассчитывается экономический эффект проведенных мероприятий. Важно, что все происходит в процессе практических действий, в нашем случае имитируется процесс сборки определенного узла. Вообще это может быть имитация любого бизнес-процесса, который имеет место на предприятии. Подобная лаборатория позволяет сконцентрировать в одном месте длинный производственный процесс, что поможет его «рассмотреть вблизи». Мы ищем в нем непроизводительные потери и пытаемся их устранить. Каждый член команды ощущает себя активным участником изменений. И когда человек реально видит, что он получил результат, используя определенный инструмент, то быстрее осваивает эти компетенции и навыки.
Как правило, если рабочий процесс пробуксовывает, его участники испытывают чувство вины, но когда он наглядно визуализируется через так называемое картирование потока ценности, становится видна истинная причина неудач, и часто виноватым оказывается не кто-то конкретный, а неправильная организация процесса в целом.
Бывает, что кто-то из работников перегружен, а руководитель не замечает этого или не верит в это. Одно из необходимых условий внедрения бережливого производства – внимание и уважение к каждому участнику процесса. Потому что предложить реальные меры по улучшению может тот, кто непосредственно находится внутри него. Руководитель непременно должен побывать на рабочих местах, расспросить людей, зафиксировать все их предложения. Бережливое производство – это на самом деле история не о сокращении персонала, а о разумном использовании ресурсов и изначальной безусловной уверенности работодателя в ценности каждого работника.
Журналистам «МР» удалось побывать на одном из занятий в лин-лаборатории, участие в котором принимали студенты направления «Менеджмент» второго и четвертого курсов. Процесс сборки бензонасоса для автомобиля «ГАЗель» разбили на этапы, имитируя рабочий конвейер, каждый «игрок» выполнял свою часть операций. По установленным нормам 15 деталей нужно было собрать за 15 минут.
– Моя будущая профессия – управление на производстве, – рассказала студентка четвертого курса института экономики и управления МГТУ имени Носова Анастасия ВОЛКОВА. – Опыт участия в таких занятиях поможет мне научиться работать в команде, делегировать свои обязанности, делить работу на этапы, просить помощи и предоставлять ее коллегам. Игра также учит правильно организовать свой этап, разделив деталь на несколько фрагментов, чтобы оптимизировать и ускорить процесс получения конечного продукта. Эти навыки можно использовать не только в технической отрасли, но и в экономической – принципы действуют одинаковые.
Ольга Пономарева отметила, что обучение в лин-лаборатории в одной команде могут проходить представители разных специальностей. Это поможет студентам получить знания в смежных областях, увидеть связи между разными отраслями экономики. Возможно, такие занятия были бы полезны и коллективам действующих предприятий.
Похожие материалы
Фото Динара ВОРОНЦОВА