16 марта Магнитогорский Дом музыки отметил 45-летний юбилей – в далеком 1966 году он впервые распахнул свои двери.
Появление уникального в своем роде очага культуры в биографии молодого города не было случайным – созидательной силой стала идея совершенствования системы массово-музыкальной работы с населением в условиях промышленного города. Здесь зарождались традиции, имевшие общесоюзное значение. По примеру Магнитогорска стали открываться Дома музыки во многих городах России. годы реформ остановили их деятельность. Самым жизнеспособным оказался наш Дом.
Создал его заслуженный деятель искусств России, народный артист Семен Григорьевич Эйдинов, собрав вокруг себя коллектив энтузиастов. Задумку Эйдинова поддержали в нужный момент бывший тогда на посту секретаря горкома КПСС Михаил Федорович Ненашев, заслуженный работник культуры Александр Леонтьевич Паукин. Из тех людей, кто близко знал Семена Григорьевича, сейчас осталась одна Зоя Евсеевна Бородина, занимавшая в те годы должность ответственного секретаря Магнитогорского хорового общества. Ее в шутку называли адъютантом Эйдинова, на что она ни в коей мере не обижалась. Первый принцип, который они усвоили от основателя Государственной хоровой капеллы, Магнитогорского хорового общества и Дома музыки: «Чему научился сам – завтра отдай людям».
В новом строящемся районе по проекту ленинградского архитектора возвели фундамент и стены. Как раз в это время Семену Григорьевичу необходимо было уезжать на гастроли, и вместо себя «прорабом» он оставляет Бородину. Она смело бросается в омут с головой, следит за ходом строительных работ. Как-то, зайдя в один из близлежащих жилых домов, узнает, что там уже есть тепло, а в Доме музыки по-прежнему холодно. Не долго думая Зоя Евсеевна побежала к Ненашеву. «Завтра все будет, Зоя», – успокоил плачущую навзрыд женщину секретарь горкома КПСС. Действительно, к вечеру следующего дня в батареи поступило долгожданное тепло.
Ночь перед открытием Дома музыки почти для всех педагогов прошла в хозяйственных хлопотах: развешивали люстры, шторы, расставляли стулья, скрепленные по четыре. В музыкальном салоне расстелили огромный ковер, на который потом будут все заходить, только сняв обувь. В доме было мало мебели и как-то пустовато, но Семен Григорьевич изрек: «Здесь должна жить музыка, ей в попутчики никого не нужно!»
На открытии Дома музыки встречали высоких гостей, среди которых был весь президиум Всесоюзного хорового общества во главе с композитором Анатолием Новиковым. Целые сутки все буквально гудело, музыканты в этот день дали более ста концертов. Вечером состоялось торжественное заседание, на котором присутствовал весь городской партхозактив. Прозвучали напутственные слова: «Этому маленькому кораблю – большое плавание!» Сразу же был создан штат в 12 человек, среди которых были художник Александр Карелин и фотограф Анатолий Князев. Первым директором Дома музыки стала Галина Бочарова. Ее сменила на посту Зоя Щербина – ее до сих пор вспоминают с большим уважением. Как и методистов Людмилу Гулину, Тамару Браславскую, Татьяну Гаркушу, проводивших большую работу по музыкальному просвещению магнитогорцев.
Через несколько дней Семен Григорьевич собрал всех магнитогорских музыкантов: «Я хочу, чтобы музыка звучала у нас круглосуточно, но, конечно, не в ущерб личной жизни. Если каждый из вас два часа в месяц будет читать лекции или давать концерты, то программу на каждый день до 20 часов вечера мы обеспечим». Так и получилось. Естественно, все выступления педагогов, музыкантов стали их общественной работой, никто тогда и не помышлял о вознаграждении.
Еще одна крылатая фраза Эйдинова: «Запоют дети – запоет Магнитка». В 1969 году появился хор мальчиков «Жаворонок». Его первым руководителем стал приехавший в августе из Москвы Юрий Чмиль. Для выступлений мальчикам пошили черные костюмы и банты в крупный горох, которыми они очень гордились. У Семена Григорьевича буквально глаза загорались, когда на сцену выходили юные «жаворонки».
Днем в Доме музыки шли занятия для детей, вечером – лекции и праздники для рабочих. Постоянно проходили встречи с творческой интеллигенцией. Металлургический комбинат взял Дом музыки на свой баланс. В ответ педагоги Дома музыки постоянно организовывали концерты в цехах.
Сюда потянулся народ. Трамвайную остановку так и назвали: «Дом музыки». Потом уже ее перенесли немного вниз, и она стала именоваться «Юность». Бородина вспоминает, как однажды приехала иностранная делегация и первым делом директор ММК Дмитрий Галкин повел ее в Дом музыки, а потом уже показал флагман отечественной индустрии.
В разные годы в Магнитогорском Доме музыки побывали выдающиеся деятели искусств: Анатолий Новиков, Александра Пахмутова, Владимир Шаинский, Ян Френкель, Дмитрий Кабалевский, Владимир Калистратов, Игорь Агафонников. Деятельность педагогов распространилась на весь город, особенно плотно работали со школами. Зоя Евсеевна рассказывает, как ее не однажды провожали из Москвы в Магнитку с багажом огромных размеров. Она закупала портреты великих композиторов, пластинки, методички, необходимую музыкальную литературу. В каждой магнитогорской школе под руководством педагогов Дома музыки были организованы по два хора – младший и старший. Членов Всесоюзного хорового общества в Магнитогорске насчитывалось уже столько, сколько их было на всей территории восточнее Урала.
На 100-летие со дня рождения В.И.Ленина на площадке перед зданием горного института состоялся торжественный концерт. Огромный хор из 10 тысяч школьников в красных пилотках и галстуках исполнял пионерские песни. Общее впечатление от огромного количества поющих детей было незабываемым! Естественно, этому предшествовала тщательнейшая подготовка. Привлекались методисты из школ, профессионально-технических училищ, металлургического комбината. Но организационным центром, откуда тянулись все ниточки, был Дом музыки.
Более двадцати лет, с 1989 года, возглавляет Магнитогорский дом музыки заслуженный работник культуры РФ Галина Александровна Распопова. «Дом музыки – судьба моя! – говорит она. – Подарившая мне встречу с талантливыми, увлеченными, бесконечно влюбленными в своих питомцев учителями. Благодаря энтузиазму педагогов мы не только выстояли в трудные времена, но и заложили основу для будущего развития Дома музыки – уникального очага искусства, который 45 лет назад зажег великий талант Семена Григорьевича Эйдинова».