В чем помогала Екатерине Второй ее тезка, какие опции были у первой «Чайки», и как расправились фашисты с Ульяной Громовой, рассказывает «МР-инфо».
Подруга Екатерины
В 1810 году в возрасте 65 лет скончалась княгиня Екатерина Романовна Дашкова (урожденная графиня Воронцова), подруга и сподвижница императрицы Екатерины II, одна из заметных личностей Российского Просвещения. В 1762 году Дашкова приняла участие в государственном перевороте против Петра III, несмотря на то, что её сестра Елизавета была фавориткой царя и могла стать его новой женой. Как и Григорий Орлов, Дашкова стала главной союзницей Екатерины Алексеевны по свержению ее царственного супруга. Орлов вел пропагандистскую работу в войсках, а Дашкова – среди сановников и аристократии. Благодаря ей были привлечены на сторону императрицы граф Никита Панин и граф Кирилл Разумовский, а также другие влиятельные лица той эпохи. В 1796 году, тотчас по восшествии на престол, император Павел I устранил Дашкову от всех занимаемых должностей и приказал ей жить в её новгородском имении. Только благодаря вмешательству императрицы Марии Федоровны княгине разрешено было поселиться в Калужской губернии, а потом и в Москве. В Москве же, не принимая более участия в литературных и политических делах, Дашкова и скончалась.
Светлая, но короткая
16 января 1943 года в Краснодоне казнили Ульяну Громову. Жизнь ее была светлой, хотя и совсем не долгой – всего 19 лет. В период фашистской оккупации вместе с Анатолием Поповым Ульяна организовала в поселке Первомайка в Краснодоне патриотическую группу молодежи, которая вошла в состав “Молодой гвардии”. Громову избрали членом штаба подпольной комсомольской организации, и она принимала активное участие в подготовке боевых операций молодогвардейцев. Распространяла листовки, собирала медикаменты, вела работу среди населения, агитировала краснодонцев срывать планы оккупантов по поставкам продуктов, по вербовке молодежи в Германию. Накануне 25-й годовщины Великого Октября вместе всё с тем же Поповым Ульяна вывесила красный флаг на трубе шахты № 1- бис. В январе 43-го она была брошена в фашистские застенки. Ей довелось перенести страшные муки, но она так и не сдала товарищей-подпольщиков. Девушку пытали долго и жестоко: подвешивали за волосы, сажали на раскаленную плиту, вырезали на спине пятиконечную звезду, сломали правую руку и несколько ребер, прижигали тело каленым железом, а раны посыпали солью. Ничего не добившись, Ульяну казнили, сбросив с другими молодогвардейцами в шурф шахты №5. Она была похоронена в братской могиле героев на центральной площади Краснодона. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 сентября 1943 года член штаба подпольной комсомольской организации “Молодая гвардия” Ульяна Матвеевна Громова была посмертно удостоена звания Героя Советского Союза.
Вторая жизнь «членовозов»
16 января 1959 года на Горьковском автозаводе была собрана первая партия легковых 7-местных автомобилей представительского класса «Чайка» (ГАЗ-13). Это был своеобразный подарок отечественных автомобилестроителей, приуроченный к открытию XXI съезда КПСС. «Чайка» должна была заменить устаревшие к тому времени ЗИМы. Дизайн машины напоминал образцы американских производителей, законодателей мировой автомобильной моды. На «Чайку» установили V-образный 8-цилиндровый двигатель мощностью 195 лошадиных сил, гидроусилитель руля, кнопочный переключатель передач, электрические стеклоподъемники, противотуманные фары и всеволновый радиоприемник с автоматической настройкой. Первые «Чайки» частникам были недоступны. Но исключения имелись – одну машину Никита Хрущев подарил писателю Михаилу Шолохову, а другая оказалась в гараже первого космонавта Юрия Гагарина. «Чайки» очень неплохо продавались за границу – в страны социалистического лагеря и Западную Европу. После капремонта у «членовозов» (членов Политбюро возили на ней. – прим. авт.) начиналась вторая жизнь: они оседали в «Интуристе», ЗАГСах: какая ж свадьба без «Чайки»? 24 ноября 1975 года автомобилю ГАЗ-13 присвоили государственный «Знак качества». Он оказался для «Чайки» посмертной наградой – в главном Конструкторском бюро уже закончили работу над новым автомобилем «ГАЗ-14».