Родственники летчика Михаила Дылдина передали в краеведческий музей планшет с найденными на месте его гибели вещами. Экипаж «летающего танка», как называли в годы Великой Отечественной войны штурмовик Ил-2, в составе пилота Михаила Дылдина и воздушного стрелка Василия Степанова не вернулся из боя.
23 февраля 1943 года. Это был второй день наступательной операции советской 16-й армии Западного фронта против немецкой 2-й танковой армии группы армий «Центр». Ожесточенные бои шли с 22 февраля по 22 марта 1943 года в районе города Жиздра Калужской области.
Родственники Михаила Дылдина получили извещение о том, что он пропал без вести. В 2019 году поисковики из отряда «Память» г. Стрежевой Томской области нашли место падения самолета и останки Михаила Дылдина и Василия Степанова. 29 октября 2021 года останки летчиков захоронили с воинскими почестями на Левобережном кладбище Магнитогорска. «Магнитогорский рабочий» писал об этом 3 ноября 2021 года (материал «Не вернулись из боя»).
Тогда же в городской историко-краеведческий музей поисковики из Томска привезли ступицу винтовой группы самолета, на котором воевал героический экипаж. По номеру на этой детали и удалось в ходе кропотливой двухлетней работы определить принадлежность машины и имена летчика и стрелка. Ступица заняла почетное место в экспозиции, посвященной Великой Отечественной войне.
– На ступице есть три отверстия, которые и необходимы для крепления лопастей, – объясняет каждый раз ребятам и взрослым, приходящим в музей на экскурсию, старший научный сотрудник музея Татьяна ФАТИНА. – Включается мотор, ступица с лопастями начинает крутиться, и нам становится понятно, что это та вещь, которая и дает возможность самолету летать.
Спустя два месяца, 28 декабря 2021 года брат Михаила Дылдина Иван Петрович и племянник Владимир Иванович в присутствии журналистов и шестиклассников из лицея № 1, передали в музей планшет с артефактами с места гибели экипажа ИЛ-2. На ткань в позолоченной рамке, которую Татьяна Фатина справедливо уподобила окладу икон, поисковики прикрепили гильзы от патронов, детали шлемофона, пряжку от ремня – все, к чему «прикасались руки летчика». Ивану Петровичу ДЫЛДИНУ 90 лет, ему нелегко вновь и вновь вспоминать пережитое, но он рассказал о том, осталось в его памяти о старшем брате.
– Родились мы в большой семье, воспитывались, как все наши граждане, соседи, друзья. Мой брат захотел быть летчиком, приобрел эту специальность в авиационном училище и перед войной повышал свою квалификацию на аэродроме где-то под Челябинском. В 1941 году его призвали. Трудно тогда было с почтой, и мы были обременены военными действиями. Но все же получали письма и отвечали. И вот пришло нам извещение, что Михаил не вернулся…, – после этих слов Иван Петрович еле сдержал слезы, комок к горлу подкатил и у многих присутствующих. – … с задания, пропал без вести. И так мы его все эти годы вспоминали. Я все время думал, что неужели доживу до последнего дня и не увижу своего брата? Но так повернулась судьба, что жена моего племянника развернула газету, и там было написано, что нашли такого-то летчика. В интернете потом она нашла всю информацию. Я очень рад, что так получилось. Останки воинов будут покоиться в магнитогорской земле, а земляки будут помнить об их подвиге. Мы решили передать планшет с вещами Михаила в музей, потому что это память не только нашей семьи, а всего нашего народа, воевавшего с фашистами.
– Мы благодарим родственников Михаила Дылдина за то, что они согласились передать этот планшет со святыми для них вещами в наш музей, – сказала Татьяна Владимировна. – Это настоящее богатство для раздела, посвященного Великой Отечественной войне. Эти артефакты будут волновать и останутся в памяти посетителей музея.