Когда построили первый крематорий, о чем просил сына Илья Чайковский, и что возмутило китайских руководителей в революционном балете, рассказывает «МР-инфо».
Крематорий в храме
Согласно христианскому обычаю на Руси тело покойного предавали земле. Это был единственный способ захоронения до Советской власти. Но в 1918 году появился декрет Совета народных комиссаров о кремации. Первый крематорий в СССР построили через восемь лет на юго-западе Москвы в храме Серафима Саровского и Анны Кашинской в Донском монастыре. Под колумбарий (могильник с захоронением пепла в урнах) надо было освободить место, а для этого ликвидировать существующие захоронения. В «Вечерней Москве» появилось объявление «Перенесение покойников». Гражданам предписывалось в течение десяти дней перезахоронить родственников на другом погосте. Сообщалось также, что в противном случае могилы уничтожат. 11 января 1927 года состоялась пробная кремация. Советские документы говорят о том, что очередников на сожжение было много, роль первого кремируемого досталась телу революционного балтийского моряка, члена ВКП (б) товарища Соловьева. Урну с его прахом сделали памятником первой кремации в СССР. Её можно увидеть в главном ритуальном зале Донского монастыря. Спустя месяц напряженной работы руководство крематория докладывало Моссовету: «Сжигание трупов… дало вполне удовлетворительные результаты. Сухонькая старушка сгорает за 50 минут, люди покрепче – за полтора часа, но долго тлеют кости. Дольше всех горят раковые больные».
Серебро в волосах
11января 1866 года Илья Чайковский в письме к сыну Петру убеждал его оставить занятия музыкой и отдать всего себя праву. «…Похвальна твоя страсть к музыке, – писал отец будущему великому композитору, – но, друг мой, это скользкий путь, вознаграждение за гениальный труд бывает долго-долго спустя. Посмотри ты на бедного музыканта Серова, трудясь со страстью, он только нажил серебряные волосы, а не серебро. «Юдифь» он работал 14 лет, да столько же «Рогнеду», а что выработал? Славу, ценой в 1500 рублей в год, пока жив, то есть: едва-едва хлеб насущный… Глинка умер бедняком, да и прочие наши таланты недорого оценены. Кто знает твою игру и прочие музыкальные способности, тот и без Рубинштейна тебя оценит, плюнь ты на них – и снова займись службой… Я все-таки советовал бы тебе придерживаться юстиции…». Если бы Петр Ильич услышал отца и последовал его советам, не было «Евгения Онегина», «Щелкунчика», «Лебединого озера», 1-го фортепианного концерта и других произведений гениального композитора. Нашлась у Чайковского и богатая покровительница – Надежда фон Мекк.
«Эти страшилища – китайцы?»
11 января 1875 года родился композитор, дирижер, педагог, трижды лауреат Государственной премии СССР Рейнгольд Глиэр. В 1927 году Глиэр написал “Красный мак” – первый балет на революционную тему с местом действия в Китае. В 1950 году композитора чуть не побили на просмотре этого балета группой китайских руководителей во главе с известным идеологом Чэнь Бода. Во-первых, гости возмутились гримом актеров: “Неужели эти страшилища – китайцы? Это такими вы нас представляете?! Это чудовищно!”. Разгневанные китайцы готовы были со скандалом уйти из Большого театра, советские дипломаты с трудом удержали их. А после спектакля товарищ Чэнь заявил: “Само название “Красный мак” нас обескураживает. Растение мак китайцами воспринимается как олицетворение опиума. А опиум – наш злейший враг, он веками губил наш народ!”. После этого балет Глиэра переименовали в “Красный цветок”, но содержание было оставлено без изменения.
Фото YouTube; Яндекс.Дзен; interesnyefakty.org