Сколько лет прожил Игорь Моисеев, что говорила о балете великая Уланова, и почему Паулюс тянул с капитуляцией, рассказывает «МР-инфо».
«Он румянит щеки, зажигает кровь…»
8 января 1906 года родился Игорь Моисеев. Перечислять все награды знаменитого хореографа – пустое дело, не хватит никакого эфирного времени. Народный артист Союза и множества республик, многократный лауреат сталинских и государственных премий, обладатель двух «Оскаров» в области танца и так далее и тому подобное. Моисеев прожил долгую и насыщенную событиями жизнь – от эпохи Николая Второго до эпохи Владимира Путина, лично приехавшего к мастеру домой, чтобы поздравить со 100-летним юбилеем и вручить орден “За заслуги перед Отечеством” первой степени. «Что такое народный танец? – размышлял мэтр. – Это пластический портрет народа. Немая поэзия, зримая песня, таящая в себе часть народной души. Я не вижу более праздничного, жизнелюбивого вида искусства, чем народный танец. Он румянит щеки, зажигает кровь мышечной радостью». О нем говорят: «Моисеев дарил людям искусство богов», «Моисеев – легенда века». Секрет его творческого долголетия – тоже легенда. Умер он 2 ноября 2007 года.
Труд и воля
8 января в 1910 году родилась Галина Уланова – звезда русского балета. Про нее говорили: она делает не больше того, что нужно, а всё то, что нужно, делает гениально. А сама Уланова говорила так: “Жизнь балерины состоит наполовину из слова “должна”, а на вторую половину – из слова “нельзя”. Обещание самой себе выполнить то-то и то-то было моим принципом, основой всей моей жизни. Такое воспитание воли вошло в привычку и стало источником того, что называют моим успехом. То, что так таинственно называют вдохновением, есть не что иное, как соединение труда и воли, результат большого интеллектуального и физического напряжения, насыщенного любовью…”
Ультиматум Паулюсу
8 января 1943 года три советских офицера под белым флагом пересекли передний край немецкой обороны под Сталинградом и вручили командующему 6-й армией Фридриху Паулюсу ультиматум с требованием капитуляции. Всем пленным гарантировались медицинская помощь, «нормальное питание», сохранение знаков различия и наград и личных вещей. На просьбу Паулюса предоставить ему свободу действий Гитлер ответил решительным отказом. Он не разрешил принять капитуляцию ни 8 января, ни 23-го, когда любое сопротивление армии было уже бесполезно. С упрямством фанатика Гитлер считал, что немецкий солдат не должен сдаваться в плен и даже в критической обстановке обязан умирать гордо со словами: «Да здравствует Великая Германия!». 9 января, по истечении 24-часового срока ультиматума, советские войска открыли артиллерийский огонь. Началось ожесточенное и кровопролитное сражение, но участь окруженной немецкой группировки была уже предрешена. В 1946 году, давая показания на Нюрнбергском процессе, фельдмаршал Паулюс скажет: «Советская стратегия оказалась настолько выше нашей, что я вряд ли мог понадобиться русским, хотя бы для того, чтобы преподавать в школе унтер-офицеров. Лучшее тому доказательство — исход битвы на Волге, в результате которого я оказался в плену, а также то, что все эти господа сидят здесь на скамье подсудимых».
Фото culture.ru; afisha7.ru; kremlinpalace.org; 123ru.net