В ретро-комнате Магнитогорского краеведческого музея открылась новогодняя экспозиция «Времена сновидений». Вместе с посетившими ее юными читателями Центральной детской библиотеки им. Н. Кондратковской, мы узнали о том, как отмечали этот праздник раньше.
Когда-то елка была не новогодней, а рождественской, да и само Рождество всегда предшествовало Новому году, пишет сайт “МР-инфо”. Изменение календаря в 1917 году спутало все карты, и наша уникальная традиция отмечать Старый Новый год – как раз попытка вернуться к многовековому укладу.
Герой книги писателя-фантаста Джека Финнея «Меж двух времен» для того, чтобы переместиться в прошлое, окружал себя предметами той эпохи. Так и мы, зайдя в ретро-комнату, словно бы перемещаемся в 1970-е годы: весь интерьер собран в соответствии с этим периодом, хотя есть здесь вещи и постарше, например, дореволюционное зеркало, но ведь и в квартирах наших предков могли быть бабушкино и дедушкино наследство.
В предновогодние дни ретро-комната преобразилась: на стенах фотографии с новогодних праздников разных лет, открытки и календари. На окне и в буфете разместилась коллекция Дедов Морозов и Снегурочек, уникальных новогодних игрушек. А в центре, конечно же, главный виновник торжества – новогодняя елка. И не случайно – как отметила директор музея Елена ПИСАРЕВА, для большинства из нас Новый год остается праздником детства, с запахом мандаринов и сосновой шишки, и всегда мы будем ждать этого праздника и верить в чудо.
Возвращение елки
И таким своеобразным проводником в прошлое стала для нас елка. Обходя ее хороводом вместе с ребятами и ученым секретарем музея Галиной СТАРИКОВОЙ, мы перемещаемся из эпохи в эпоху.
Вот новогодние игрушки 1930-х годов. Тогда вновь вернулась к детворе елка, запрещенная после революции на долгие годы как пережиток царизма и религиозной пропаганды. Долгие годы было запрещено отмечать Рождество и Новый год, ставить красавицу-елку. В детсадах и школах висели плакаты «Только тот, кто друг попов, елку праздновать готов!» или «Что елка для ребят? — Яд!». И даже были специальные люди, которые ходили по улицам и заглядывали в окна, а тот, кого уличили в наличии дома елки, мог попасть под арест.
28 декабря 1935 года на первой полосе газеты «Правда» появилось письмо государственного деятеля Павла Постышева «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!», где писалось: «В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, Дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Я уверен, что комсомольцы примут в этом деле самое активное участие и искоренят нелепое мнение, что детская елка является буржуазным предрассудком».
И буквально за пару дней все было организовано – в каждой школе, детском саду, клубе появились елки, но чем было их наряжать? Ведь игрушки тоже были разбиты и выброшены «на свалку истории». И пришлось заново мастерить своими руками снежинки и хлопушки. В то время было много игрушек сделанных из картона – их продавали большими листами, вырезали и склеивали, игрушек, свернутых из ваты или из других подручных материалов, а затем покрашенных – вот, например, висят на елке ватные фрукты, а вот кружится на проволочном кольце скрученная из бинтиков красавица-гимнастка.
Новый 1936-й детвора отмечала хороводами вокруг елочки, а уже на следующий новый год появилась главная елка страны – Кремлевская. И именно на ней к ребятам, которые уже и не знали дореволюционного рождественского Святого Николая, впервые вышли такие любимые и узнаваемые нами сейчас Дед Мороз и Снегурочка. Надо сказать, что, став советской, елка и все традиции, связанные Новым годом, пережили своеобразный «ребрендинг». На праздничном дереве не осталось символов христианства, а вместо восьмиконечной вифлеемской на макушке засветилась пятиконечная кремлевская звезда (любопытно, что как раз в 1935-м, в год возвращения елки, появились они на пяти башнях Кремля).
История в шарах и шишках
Изготовлением новогодней атрибутики занимались в артелях, и только после войны было налажено промышленное производство елочных игрушек. И часто они становились прямым отображением происходившего в стране. Огромным раритетом сейчас являются соданые к новому 1937 году шары с изображением В. И. Ленина, И.В. Сталина и К. Маркса. Их выпуск был мгновенно прекращен, потому что пришло понимание: не очень-то идеологически верно смотреть, как бьются символы социалистической власти.
Такого редкого экспоната у нас в музее нет, но мы видим, как взмывает меж ветвей ретро-елки выпущенный перед Великой Отечественной войной картонный дирижабль. К слову, и в военное время елку обязательно ставили не только в школах и детсадах, но и во фронтовых землянках, а украшали игрушками, созданными своими руками из бумаги, бинта и ваты, и даже из гильз и раскрашенных перегоревших лампочек – чем вам не шарик?
Но вот война закончилась, и Новый год становится все более ярким праздником. В 1949 году с размахом отмечалось 150-летие А. С. Пушкина. На исторической елке мы можем увидеть белочек, грызущих орешки и картонные «избушки на курьих ножках», внутри которых можно было положить маленький сюрприз. А к юбилею И. А. Крылова на колючих ветках появлялись картонные мартышки, вертящие в руках очки, участники знаменитого квартета, шары с изображениями других известных героев его басен.
В конце 1940-х – начале 1950-х стали популярны стеклянные бусы из продолговатых палочек, шариков и различные фигурки из них. А уже к концу 50-х годов прошлого века разнообразие хрупкой красоты уже было достаточно большим. Эпоха хрущевской оттепели запомнилась самыми яркими и необычными игрушками. На елках висели персонажи самых различных сказок – Хоттабычи, Айболиты, Буратино, а также стеклянные домики, маяки, горошки, ягодки и, конечно же, царица полей-кукуруза, которая осталась на елке гораздо дольше, чем сам Никита Хрущев на посту генсека. В 1960-е появились игрушки на прищепках, которые нужно было не вешать, а словно бы усаживать на веточку.
И, конечно же, не могла елка не «полететь» в космос вместе с Гагариным. И тут же вместо звезды на елках появились навершия, в которых мы, современные люди, только после подсказки можем угадать ракету, а с ними и многочисленные игрушки-космонавты, и тематические шарики. В 1970-е к ним добавились любимые нами и сейчас сосульки, фонарики, шишки.
Модничать любят и елки .К примеру, к «дождику» мы тоже привыкли настолько, что, казжется, он был всегда, однако появилось это украшение только в 1970-е годы и сразу стало настолько модным, что на елках под ним практически не было видно игрушек. А вот в 1990-е было принято украшать елки шарами одного цвета.
Мода уходит, но елочные украшения остаются и бережно хранятся во многих семьях. Есть и те, кто передает их в музей. В его фондах хранится более 500 прекрасных экспонатов, но на ретро-елку попадают не самые ценные – слишком велика вероятность утратить хрупкую память о прошлом. Честь коллекции можно было аккуратно, не дыша, рассмотреть выложенной в коробках на столе.
Одним из традиционных предновогодних семейных обрядов было создание украшений для елки. Вот и ребята смогли погрузиться в предновогоднюю атмосферу середины XX века: изготовить самостоятельно бумажные игрушки, посмотреть диафильмы, поиграть в настольные игры и, конечно же, написать письмо Деду Морозу. А поздравить юных читателей и передать письма своему дедушке пришла Снегурочка.
Нарядили елку… в июле
Знакомясь со старыми открытками, представленными на выставке, мы видим, что и до революции 1917 года, и в советские годы, и в Российской Федерации пожелания всегда были одинаковы – провести праздник весело и радостно, а в наступающем году – здоровья, счастья, успехов в делах.
«Светлого неба, мягкого хлеба, чистой воды, чтобы не было беды» – такие пожелания в Новом 1993 году получила адресат одной из открыток.
В фондах краеведческого музея хранятся дневники магнитогорского писателя, работника ММК, Анатолия Занина. Есть среди записей посвященные новогодним датам. Это и подведение итогов года, и заметки о работе над произведениями, общении с издательствами. Где-то автор пишет о новогоднем огоньке и нарядах Аллы Пугачевой, где-то о семейных делах, об успехах своего сына, только недавно начавшего работать, а в заметках 31 декабря 1989-го есть и приметы времени – Анатолий Занин размышляет о изменившейся ситуации в стране и взглядах на прошлое и настоящее.
– В этом поиске новогодних поздравлений я для себя сделала несколько открытий, и главное из их в том, что отсутствие каких-то ярких, необычных моментов в новогодних поздравлениях, воспоминаниях как раз и показательно. Ведь новый год – это семейный, тихий праздник, – комментирует Галина Старикова. – И если найдется такое яркое воспоминание, описание – это будет нечто действительно уникальное! А вот в открытках интересны детали: например, где-то помимо поздравлений – о том, что купили сгущенку. Можно почувствовать, как меняется жизнь, приоритеты, чувства людей. Интересны и сами по себе открытки – так, после 1961 года открылась тема космоса, и Дед Мороз теперь уже развозит подарки не на санях, а на ракете.
Много расскажет о значении этого праздника в жизни людей и периодика. Мы уже привыкли, что статьи о том, как украсить дом, что приготовить на стол появляются параллельно с елками у торговых центров уже в ноябре, а весь декабрь издания так и пестрят новогодней тематикой. Однако редко в журналах советского периода встретишь хоть один праздничный материал или изображение Деда Мороза.
К примеру, вот январский номер журнала «Работница» за 1955 год. На первой странице елка и новогоднее стихотворение, рядом: «к новым успехам, товарищи!», на этом и все. Хоть этот праздник и был разрешен, он считался, прежде всего, детским, и, конечно же, не мог встать в один ряд с пролетарским Первомаем или 7 ноября.
Галина Старикова вспоминает интересную традицию – в цехах комбината и других городских предприятий «отмечали» Новый год, если выполнили годовой план, так что наряженная елка могла стоять и в июле. Но таким массовым, народным Новый год стал уже в 1970-х, когда страна оправилась от тягот послевоенного времени, начала уходить на задний план идеология, и все больше стали обращаться к простым, человеческим чувствам. А уже в 1990-х он стал самым масштабным праздником года.
Менялись и новогодние каникулы. Напомним, что 1 января стало нерабочим днем только в 1947 году, а до этого, как ни отмечай, с утра – гудок и на завод. С 1991 года стало выходным Рождество. С 1993-го Россия начала отдыхать и 2 января, изменения в трудовом кодексе 2004 года расширили праздник до 5 дней, а столь долгие новогодние каникулы россияне получили с 2012-го года.
А какие воспоминания о Новом годе прежних лет есть у вас?
Похожие материалы
Фото Динара ВОРОНЦОВА