Буквально месяц назад обновилось законодательство в отношении транспортных средств, в конструкцию которых ранее вносились дополнения.
Первыми это ощутили водители маршрутных такси. Ранее, чтобы снизить себестоимость пассажироперевозок, на микроавтобусы установили газобаллонное оборудование (ГБО), а с 1 июля этого года «маршрутки», оборудованные газом, оказались вне закона. Выяснилось, что установленное ГБО является частью изменения в конструкции транспортного средства (ТС), а это требует обязательной регистрации внесенных новшеств. Легализовать нужно и другие изменения, внесенные в конструкцию ТС. И по мере того, как автолюбители знакомились с приложением №9 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», у них возникали все новые вопросы. Часть из них водители адресовали нам, мы же в свою очередь пригласили в качестве эксперта и ведущего традиционной «прямой линии» «МР» исполняющего обязанности начальника отделения технического надзора ОГИБДД УМВД России по Магнитогорску капитана полиции Юлая Мазитова.
Как по писаному
Первый вопрос задал менеджер торговой сети и по совместительству автолюбитель Николай Щукин.
– Здравствуйте, Юлай Мансурович! Я прочитал текст регламента, но до конца так и не понял, что следует считать изменениями в конструкции автомобиля, а что – установкой дополнительного оборудования.
– Добрый день, Николай! Давайте по порядку, не отступая от буквы закона. Вы же понимаете, что, заменив поломанный радиатор на своем авто на новый, вы не внесли изменение в конструкцию транспортного средства. Другое дело, если вы, к примеру, удалили половину салона «легковушки» и сделали из нее грузовое авто. Внесение изменений в конструкцию транспортного средства – исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, выполненные после выпуска транспортного средства в обращение и влияющие на безопасность дорожного движения.
Каждый автомобиль имеет определенную конструкцию, предусмотренную заводом-изготовителем. Комментарии к Правилам дорожного движения ясно дают понять, что является изменением конструкции транспортного средства: это установка или демонтаж составных частей или оборудования, влияющие на уровень безопасности дорожного движения.
– Спасибо. Доходчиво объяснили.
Светлана Васючкова, жительница Белорецка, поинтересовалась, когда вошел в силу Технический регламент и почему только сейчас органы ГИБДД занялись его применением на практике?
Юлай Мансурович пояснил, что технический регламент Таможенного союза был принят еще 1 января 2015 года, но в нем есть оговорка о том, что документы об оценке (подтверждении) соответствия обязательным требованиям, установленным нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством – члена Таможенного союза, выданные или принятые в отношении продукции, являющейся объектом технического регулирования технического регламента до дня вступления в силу техрегламента, действительны до окончания срока их действия, но не позднее 1 июля 2016 года.
Помимо этого во внимание был принят и ежегодный рост числа дорожно-транспортных происшествий при участии технически неисправных автомобилей. Первыми применение законодательной базы ощутили на себе участники рынка пассажироперевозок. Но в этом отношении, считает инспектор, как раз все объяснимо и понятно: уровень небезопасности передвижения в маршрутных «ГАЗелях» гораздо выше, чем на индивидуальном легковом транспорте. Судите сами: маршрутное такси в сравнении с «легковушкой» вмещает в себя в три раза больше пассажиров, таким образом, и степень урона в случае ДТП будет выше. Тем не менее этот фактор вовсе не означает, что автолюбители продолжат ездить по дорогам общего пользования, не зарегистрировав изменения, внесенные в транспортные средства.
– Юлай Мансурович, беспокоит Валентина Георгиевна Терешина. Я собственник легковой машины, на которой установлено газобаллонное оборудование, подскажите, с чего начинать разрешительную процедуру. Бланки мы уже взяли, а что делать дальше, не знаем…
– Валентина Георгиевна, сначала вам нужно заполнить заявление. Затем следует представить автомобиль на площадку осмотра РЭО ГИБДД и поставить отметку инспектора по розыску РЭО ГИБДД. Далее выбираете организацию, которая выдаст заключение предварительной технической экспертизы. Здесь я вам советовать не вправе, для этих целей создан Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза. На странице Департамента технического регулирования официального сайта Евразийской экономической комиссии вы сможете самостоятельно выбрать организацию для проведения предварительной экспертизы.
Как только вы получите заключение предварительной технической экспертизы, где будет указано, возможна ли установка ГБО на ваше транспортное средство, следует получить разрешение на переоборудование у заместителя начальника РЭО ГИБДД или начальника отделения технического надзора ГИБДД (для категории D). При себе иметь документ, удостоверяющий личность заявителя (доверенность, договор либо иной документ, удостоверяющий полномочия заявителя на предоставление интересов владельца ТС), регистрационный документ ТС и паспорт ТС, заключение предварительной технической экспертизы. Затем устанавливаете ГБО в сертифицированной организации. Получаете протокол испытаний (как правило, в той же организации, где получено и предварительное заключение технической экспертизы). Проводите технический осмотр транспортного средства на ПТО. Повторно предоставляете транспортное средство на площадку осмотра РЭО ГИБДД и еще раз ставите отметку инспектора по розыску на заявлении.
Следующим шагом будет предоставление пакета собранных документов в Челябинск для получения свидетельства о соответствии ТС с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности. Заручившись этим документом, отправляйтесь в РЭО на регистрацию, где вам проведут регистрационное действие с заменой свидетельства о регистрации.
– Спасибо большое. Все понятно.
Регистрация показана
Дальнейшие звонки от читателей «Магнитогорского рабочего» напрямую касались темы, которую подняла Валентина Терешина. Правда, некоторые вопросы были дополнительными.
– В городе ходят слухи, что якобы для того, чтобы пройти процедуру соответствия, вначале нужно снять газовое оборудование, а еще рассказывают, что для легализации ГБО нужно отправлять документы в Москву. Так ли это? – поинтересовался водитель-профессионал Дмитрий.
– Мы уже сталкивались с рядом спекулятивных слухов. Развею все мифы. Ничего снимать, демонтировать не надо. Машину предоставляете на осмотр в том виде, в котором она находится, с установленным в вашем случае газобаллонным оборудованием. Чтобы зарегистрировать изменения, следует провести определенную процедуру и получить новый бланк свидетельства ТС. В Москву ездить для этого также не нужно. Все документы делают в пределах Челябинской области.
– Четыре года назад я установил «кенгурятник», никогда не было вопросов по нему, в том числе и при проходе техосмотра. обязан ли я теперь в связи с вступившими в силу изменениями сделать регистрацию? – вопрос был адресован по электронной почте от представителя магнитогорского сообщества джиперов.
– Вот как трактует закон это положение: «Запрещается установка на транспортные средства категорий M1 и N1 конструкций, выступающих вперед относительно линии бампера, соответствующей внешнему контуру проекции транспортного средства на горизонтальную плоскость опорной поверхности, изготавливаемых из стали или других материалов с аналогичными прочностными характеристиками. Данное требование не распространяется на конструкции, предусмотренные штатной комплектацией транспортного средства и (или) прошедшие оценку соответствия в установленном порядке, а также на металлические решетки массой менее 0,5 килограмма, предназначенные для защиты только фар, и государственный регистрационный знак и элементы его крепления». Доступно объяснение?
– Да, спасибо.
– Установил газ недавно, сделал все по правилам, но забыл уточнить, как часто я должен проходить технический осмотр. Вроде слышал, что два раза в год, – таким вопросом задался экспедитор Андрей Поляков.
– Один раз в год вы обязаны проходить технический осмотр на пунктах ТО. Таким образом, никаких изменений нет.
– Тогда ответьте на еще один вопрос: родственник интересуется, возможно ли аннулирование регистрации авто, которое не зарегистрирует газовое оборудование?
– Законодательно эта процедура предусмотрена. При наличии не зарегистрированного ГБО инспектор оформляет постановление (протокол) об административном правонарушении по части 1 статьи 12.5 КоАП РФ за управление водителем транспортным средством, в конструкцию которого внесены изменения без разрешения ГИБДД. Информация направляется в регистрационное подразделение ГИБДД, если в оговоренный срок транспортное средство или документы не будут приведены в соответствие, регистрацию аннулируют. Пока еще в Магнитогорске таких случаев не было.
– Здравствуйте, я Анна, мама двухлетних близнецов, поясните, будут ли установленные в салоне машины детские сиденья и закрепленный на заводские рейлинги на крыше автобокс являться изменениями в конструкции автомобиля?
– Здравствуйте, Анна! Спешу вас обрадовать: оба примера имеют место быть без разрешающих документов. Если конструкцией автомобиля предусмотрены установка и крепление детских удерживающих устройств, то, конечно, вы их ставите. Установленный на крыше автобокс, так же, как и заводской автомобильный багажник, не влияет на безопасность дорожного движения. Что касается детских сидений, то они, напротив, входят в разряд мер, обеспечивающих безопасность перевозки детей.
Еще один вопрос был принят по каналам электронной почты от Виктора Охримовича:
– Уважаемый Юлай Мансурович! Является ли изменением в конструкции транспортного средства замена заводского глушителя на «прямоточный»? Много автомобилей создают невероятный шум этими устройствами в любое время суток, мотоциклы в том числе. Удивляет равнодушное отношение полиции к автомобилям с изуродованной подвеской. Нет гарантии, что автомобиль, ползущий брюхом по дорожному покрытию, не создает опасность для других участников движения. Спасибо.
– Замена заводского глушителя на «прямоточный», так же, как и «занижение» подвески, является внесением изменений в конструкцию транспортного средства. В таких случаях водитель может быть подвергнут наказанию как за внесение изменений в конструкцию транспортного средства, так и за эксплуатацию автомобиля, у которого уровень шума, производимого при работе, превышает нормативы, установленные государственными стандартами Российской Федерации.
Фото Илья МОСКОВЕЦ