В администрации Магнитогорска прошло заседание, посвященное противодействию незаконному обороту промышленной продукции.
На совещании под председательством главы города Виталия Бахметьева обсуждалась тема взаимодействия администраций торговых и развлекательных комплексов с арендаторами по вопросам пресечения продажи контрафактных и фальсифицированных товаров. В мероприятии приняли участие спикер МГСД Александр Морозов, заместитель главы города Валерий Измалков, руководитель отдела координации малого предпринимательства и торговли администрации города Оксана Швачкина, председатель Объединения защиты прав потребителей Владимир Зяблицев, а также директора крупных торговых компаний, представители федеральных и региональных сетей.
С риском, с мясом
Для начала определимся с терминами: контрафакт и фальсификат – это производные одного понятия, которое в нашем случае обозначает, что поддельный товар используется с корыстной целью − для незаконной реализации. Оксана Швачкина представила информацию о ситуации на рынке. По ее данным, на 1 июля в Магнитогорске действуют 45 крупных торговых объектов, 670 продуктовых магазинов и 678 точек, реализующих непродовольственные товары. Таким образом, обеспеченность объектами торговли в нашем городе составляет одну тысячу 159 квадратных метров на тысячу человек населения (в Челябинске – 900 «квадратов» на тысячу). Достаточно ли в Магнитке торговых площадей, специалисты сказать затруднились, отметив, что для этого нужно приводить сравнительные характеристики. Впрочем, глава города заверил, что вряд ли кто-то из потребителей испытывает в Магнитке необходимость в дополнительных площадях.
Оксана Швачкина рассказала, что в администрацию города от жителей регулярно поступают жалобы на несанкционированную торговлю продуктами питания – мясом, рыбой, молоком, овощами, медом. Много претензий возникает и к передвижным ярмаркам меда, мясных изделий. По словам представителей Роспотребнадзора, реализовывать продукты питания в местах, не оборудованных санитарными лабораториями, запрещено. Но в таких помещениях зачастую ярмарки и проводятся – это цирк, Дворцы спорта и культуры, театры. «Головной болью» местных пчеловодов являются заезжие продавцы меда. Год назад группа инициативных граждан приобрела пробы привозного меда и отправила их в область на экспертизу. Анализ показал: девять из десяти проб – фальсификат, не имеющий никакого сходства с продуктом пчеловодства. Правда, предъявить изобличительные доказательства было уже некому, «гастролеры» отправились дальше по городам и весям.
После этого примера обсуждение перешло в новое русло. Выяснилось, что руководители торговых центров, развлекательных, культурных комплексов законодательно имеют право, сдавая в аренду площади, запрашивать определенный набор документов. Но не более того: подлинность сертификатов и разрешений проверить на местном этапе невозможно, а потому остается только уповать на совесть продавцов.
Флагманы торговли
Если выставки-ярмарки вносят определенную смуту в магнитогорскую торговлю, то присутствующие на рынке представители сетей заслуживают только положительных отзывов.
К примеру, как рассказал представитель сети магазинов «Красное и белое» Виталий Катриченко, факт реализации поддельного напитка или продукта в их случае исключен. Во-первых, сеть работает только с проверенными поставщиками, во-вторых, еще в феврале здесь установили программное обеспечение системы ЕГАИС. Теперь любой потребитель при наличии специального приложения на смартфоне может проверить подлинность товара со 100-процентной гарантией.
Аналогичная ситуация на ЦГЯ: исполнительный директор ООО «Центральная городская ярмарка» Сергей Курносов сообщил, что на принадлежащих обществу площадях работают полторы тысячи предпринимателей. Со всеми заключены договоры, в соответствии с которыми при повторном выявлении контрафактной продукции деловые отношения расторгаются. Оценил Курносов и помощь в решении проблем с фальсификатом со стороны контролирующих и правоохранительных органов, которые всегда идут навстречу администрации ярмарки. Что касается приобретенной потребителями некачественной продукции, а такое случается, урегулирование споров происходит на месте, ситуация не доводится до крайности – обращений в Роспотребнадзор или полицию.
На всех этапах проверяют продукцию в еще одной крупной сети – «Магнит». Представитель компании Владимир Марченко заявил, что ведется санитарный и ветеринарный контроль всей продукции.
Представители компании «Фаэтон» поделились своими наработками. В торговых центрах этой фирмы представлена санитарная служба, работают врачи, есть собственные лаборатории. При обнаружении жалоб и нарушений вопрос решается незамедлительно. Регулярно объекты проверяют специалисты Объединения защиты прав потребителей, проводят обучающие семинары для предпринимателей.
Спикер МГСД Александр Морозов обратил внимание представителя фирмы на большое число ларьков и лотков вокруг ТЦ «Мост», поинтересовавшись, насколько это законно и есть ли необходимость «выносить торговлю на улицу». Последовало пояснение: администрация организации всячески пытается регулировать такую деятельность, запретить торговать продуктами питания, но ограничена в полномочиях.
Подтвердил это и дал дополнительные пояснения заместитель главы города Валерий Измалков. Правовое управление муниципалитета занимается подготовкой положения, которое позволит на местном уровне закрывать незаконную торговлю, демонтировать установленные без разрешения объекты. В течение последующих тридцати дней юристы составят перечень требований и смогут в соответствии с ним работать.
Чекушка с паспортом
Идею поддержал и глава города, особенно после того, как услышал от крупнейших продавцов алкогольной продукции, что на их объектах торговли реализация спиртного несовершеннолетним категорически исключена. В подтверждение заверения было сказано, что служащие сетей самостоятельно проводят внутренние проверочные рейды. А единственными реализаторами спиртного подросткам остаются уличные павильоны и ларьки. Предприниматели нашли лазейки в законе: снабдили киоски дверными комплексами и стали именовать их торговыми павильонами или кафе, что дает право продавать пиво. И малолетние без труда приобретают там выпивку. Но это еще полбеды – пальма первенства в продаже фальсифицированного крепкого алкоголя также прочно закрепилась за «малыми» формами торговли. Как уверяют участники рынка, в ларьках можно купить горячительное известных брендов значительно ниже официально установленной цены. Директор сети магазинов «Чарка» Евгений Филиппов рассказал, что на их предприятии установлен тройной контроль продукции, что многие годы здесь работают с проверенными поставщиками, а чаще всего производителями, что дорожат своей репутацией и уважением потребителей.
В то же время только за первое полугодие 2016 года сотрудники правоохранительных органов выявили 104 факта несанкционированной торговли алкогольной продукцией в павильонах и ларьках, а в 55 случаях спиртное продавали подросткам.
Определенную ясность внесло объяснение председателя ОЗПП Владимира Зяблицева. он пояснил, что жителей Магнитогорска вопрос контрафакта как такового не волнует, скорее всех затрагивает уровень качества продуктов. Поэтому за прошедшие шесть месяцев в Объединение поступило всего четыре обращения, содержащих подозрение в фальсификации.
В качестве контрмеры, дабы повысить ответственность малого бизнеса и стимулировать его добропорядочность, Владимир Иванович предложил среди местных предпринимателей провести акцию, где высшей наградой станет получение наклейки с примерно таким текстом: «Я не торгую контрафактом!» В свою очередь ОЗПП совместно с надзорными органами возьмет на себя обязанность выявлять честных продавцов.
Стоит отметить, что общественная организация Объединение защиты прав потребителей совместно с Роспотребнадзором и Министерством внутренних дел проводит регулярные проверки и пресекает реализацию контрафактной продукции в нашем городе.
Фото Илья МОСКОВЕЦ