России нужны инженеры

Заключительное двадцать второе заседание комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики нашей страны прошло в Магнитогорске под председательством президента РФ Дмитрия Медведева.

За день до приезда в наш город президента России его помощник Аркадий Дворкович, заместитель министра образования и науки РФ Алексей Пономарев и заместитель министра промышленности и торговли России Андрей Дементьев провели брифинг, на котором объяснили, почему Дмитрий Анатольевич обсуждает вопрос подготовки инженерных кадров. В России явный дефицит квалифицированных инженерных кадров в самых разных сферах российской экономики, прежде всего в приоритетных сферах. С точки зрения инженерной подготовки рассматриваются три группы проблем. Первая – кого учим, вторая – чему учим, третья – как учим. Не секрет, что за последние двадцать лет престиж инженерных специальностей упал. Сегодня только четыре процента медалистов идут на них. Входной поток в инженерные вузы оставляет желать лучшего. Поэтому первая проблема, которая решается на уровне правительства, – повышение престижа инженерного труда, повышение престижа обучения инженерным специальностям. Часть этой проблемы лежит на плечах работодателей, часть – в вузах. Власти надеются сформировать систему мер, связанную с повышением стипендий для студентов на приоритетных инженерных специальностях, с условиями их обучения и ранней профессиональной ориентации в школе. Вторая группа вопросов – стыковка наших образовательных программ с потребностями работодателей. Это ключевая задача. Третья группа проблем – как учим. Действительно, материальная база вузов устарела, не все хорошо с современными преподавательскими кадрами. Источник обновления – прежде всего в передовых высокотехнологичных компаниях, и потому для развития собственно вузов интеграция все более и более необходима.

Первоочередные проблемы
Дмитрий Медведев внимательно изучил как Магнитогорский металлургический комбинат выстроил взаимодействие с вузами в подготовке инженеров отрасли. Заседание комиссии президент открыл изложением программы первоочередных мер по улучшению инвестиционного климата в стране, что, по его словам, является главным условием развития демократии. И только после этого перешел собственно к теме заседания комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики. Президент России назвал проблемы, которые требуют первоочередного рассмотрения. Это недостаточная согласованность действий системы образования и предпринимательского сообщества. «Надо предметно заняться разработкой профессиональных или квалификационных стандартов и их последующей синхронизацией с образовательными стандартами. Приоритет нужно отдать тем сферам, которые мы с вами обозначили в качестве приоритетных, при этом четко представлять долгосрочные перспективы развития любой отрасли. Иначе создание новых стандартов станет бесполезным». Президент поручил правительству подготовить предложения по повышению нормативов финансирования подготовки студентов инженерных специальностей. «В прошлом году своим указом я учредил именные стипендии для молодых инженеров оборонно-промышленного комплекса. Я думаю, что будет справедливым поддержать подобным же образом и подающих надежды будущих специалистов, в первую очередь, осваивающих инженерную науку по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития», подчеркнул Дмитрий Анатольевич.
«Сейчас в стране около семи миллионов студентов, из них миллион шестьсот тысяч учатся на технических факультетах. Это количество когда-нибудь должно перейти в качество. Поэтому именные стипендии должны выплачиваться только самым талантливым, естественно, и целеустремленным студентам. А тем, кто способен и хочет стать инженером, нужно обеспечить достойные условия обучения.
Задача оснащения лабораторий необходимым оборудованием – это наша задача в том числе.
Наши вузы должны быть интегрированы в международную систему подготовки инженеров. Надо обязательно приглашать лекторов из-за границы, приглашать тех, кто имеет зарубежный передовой опыт инжиниринга для того, чтобы они переносили его на российскую почву. Я считаю, что приток иностранных студентов, да и преподавателей, конечно, в тот или иной вуз – это абсолютно полезная вещь, и это должно быть одним из индикаторов качества обучения.
В-третьих. В обязательном порядке нужно создать в каждом государственном вузе наблюдательный совет, в состав которого войдут не только представители университета, но и работодатели, и исполнительные власти. Только так руководители предприятий смогут повлиять на образовательную политику, а государство сможет сократить разрыв между образованием и производством. И необходимо определиться с тем, что делать на региональном и что – на федеральном уровне. Вот только что разговаривал на эту тему с губернатором, по университетам необходимо, как мне представляется, дать нашим регионам дополнительные полномочия.
Ну и, наконец, по инженерной проблематике. Необходимо повышать уровень технического и методологического обеспечения вузов, которые выпускают инженеров. Я убежден в том, что технические вузы должны быть абсолютно профильными. Всю непрофильную деятельность оттуда нужно изъять, а тот, кто не хочет с ней расставаться, пусть тогда закрывается или преобразуется в гуманитарный вуз.
Необходимо провести аттестацию всех институтов и университетов, которые заявляют о своей готовности учить инженерным специальностям.

Передовой опыт Магнитки
Дмитрий Медведев предоставил слово работодателям и ректорам вузов. Естественно, что в первую очередь высказались магнитогорцы. Исполнительный директор ОАО «ММК» Юрий Бодяев рассказал о приоритетных направлениях подготовки инженерных кадров на градообразующем предприятии. Профессиональная подготовка кадров ОАО «ММК» представляет собой комплексную систему, выстроенную так: школа, колледж, вуз и ММК. Предприятия группы ОАО «ММК» шефствуют над 54 школами города. Для подготовки технических специалистов на базе четырех профессиональных училищ создан политехнический колледж. В нем ведется подготовка учащихся более чем по 30 специальностям. Ежегодно в ОАО «ММК» устраиваются до 500 выпускников колледжа, многие из них впоследствии становятся студентами технического университета.
Ключевым направлением взаимодействия с вузами является целевая подготовка студентов. ОАО «ММК» активно сотрудничает с Магнитогорским техническим и Южно-Уральским государственными университетами, Московским институтом стали и сплавов.
Комбинат реализует масштабную инвестиционную программу. За последние десять лет капитальные инвестиции предприятия превысили 163 миллиарда рублей. Исходя из интенсивной модернизации производства, обучение студентов происходит по целевым программам. За последние пять лет затраты на целевую подготовку составили около 30 миллионов рублей, при этом предприятие является заказчиком для вузов самых востребованных на ОАО «ММК» специальностей – металлургов, прокатчиков, мехатроников (совмещение механики, электрики и гидравлики). ММК заказывает специалистов по проектированию технических и технологических комплексов, по наземным транспортным системам.
Для усиления материально-технической базы университетского комплекса комбинат передал 13 электронных обучающих тренажеров. Участие промышленных предприятий в формировании материальной базы технических вузов могло бы быть большим, если бы расходы на данные цели учитывались при налогообложении и относились к внереализационным расходам налогоплательщиков. Поэтому у комбината есть предложение внести соответствующие изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации и стимулировать участие бизнеса в развитии высших учебных заведений, подчеркнул Юрий Бодяев.
Большое внимание ММК уделяет проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Эффективность от их внедрения за последние четыре года составила почти 700 миллионов рублей. Управленческая подготовка руководителей осуществляется на основе комплексного подхода и многоуровневой системы подготовки – от мастера до топ-менеджера. Перспективный резерв топ-менеджеров проходит обучение по программам MBA в ведущих образовательных центрах России – в МГУ имени М. В. Ломоносова, Российской академии народного хозяйства и академии госслужбы при Президенте Российской Федерации и в международных экономических и управленческих школах. На сегодняшний момент кадровая политика является приоритетным направлением деятельности ОАО «ММК». Только за последние пять лет инвестиции в профессиональное развитие и подготовку персонала превысили 600 миллионов рублей. Инвестиции в персонал способствуют выходу Магнитогорского металлургического комбината на качественно новый технологический и экономический уровень.
Президент поинтересовался, готовит ли Магнитогорский технический университет те кадры, которые нужны предприятию и устраивают ли вуз отношения с работодателем? Юрий Бодяев и ректор МГТУ Валерий Колокольцев ответили утвердительно. А Валерий Михайлович отметил, что такой тандем, который существует в Магнитке, в стране очень редок – в смыкании обучения, научных исследований и производства. Учеба в вузе должна научить студента учиться всю жизнь. Должна быть очень сильная система послевузовской подготовки. В свое время в Магнитке был центральный институт повышения квалификации работников черной металлургии. Есть предложение: создать такие адресные центры по подготовке и переподготовке специалистов, имеющих образование, особенно в период кризисов, когда возникает передвижение больших трудовых ресурсов. Их нужно обучать, перенаправлять и иногда даже давать новые трудовые функции.
Валерий Михайлович предложил отменить или изменить федеральный закон № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», на что тут же получил ответ главы государства: «сейчас готовится другой закон на его место, и, соответственно, там все пожелания должны быть учтены». Тогда Колокольцев предложил устранить временный характер действия постановления Правительства № 218 «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства». В Магнитке достигнуты мировые результаты по получению наноструктурированных объемных материалов, на этом факте заострено внимание президента фонда развития центра разработки и коммерциализации новых технологий Виктора Вексельберга и генерального директора государственной корпорации «Роснанотех» Анатолия Чубайса.

Поднять статус инженера
Предполагалось, что докладчиком на этом заседании будет министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. Министр выступил в поддержку вузов-лидеров. «Мы считаем, что государственная поддержка должна быть представлена вузам-лидерам. У нас есть несколько десятков действительно сильных вузов и им в первую очередь надо оказывать поддержку». Андрей Александрович добавил, что необходимо создать привлекательные условия для студентов-инженеров. «Сегодня в среднем в России 80 тысяч рублей в год тратится на обучение одного студента в инженерных вузах, мы предложили увеличить до 110-120, увеличив норматив на инженеров по сравнению с нормативом на гуманитариев и экономистов в полтора-два раза». Фурсенко заявил, что помимо именных стипендий студенты должны иметь возможность зарабатывать, совмещая работу с учебой.
Министр промышленности и торговли России Виктор Христенко привлек внимание к моментам, которые важны со стороны работодателей. В первую очередь, сформировать перспективы важнейших отраслей, развить отраслевые долгосрочные стратегии, которые накроют все важнейшие сферы индустриальной деятельности в стране. При этом, безусловно, кадровый раздел в них будет одним из ключевых.
Есть так называемые инженеры-технологи и инженеры-проектировщики, инженеры-конструкторы. Деятельность вторых направлена на создание новых продуктов или новых технологий. Естественно, по-разному должны формироваться требования к ним. Понятно, что деятельность инженеров-технологов – это более стандартизированная деятельность, более массовая. «Деятельность и, стало быть, подготовка инженеров-проектировщиков, инженеров-конструкторов более индивидуализирована, гораздо более высоко привязана к конкретным сферам деятельности и даже к конкретным структурам деятельности. Исходя из этого понимания, у нас начали формировать корпус профессиональных стандартов. Уже отработаны профессиональные стандарты для авиастроения, разработаны системы аккредитации образовательных программ, которые обеспечивают достижение уровня этих профессиональных стандартов. Собственно, два этих инструмента позволяют сертифицировать специалиста на его соответствие этому профессиональному стандарту, а образовательному учреждению – предъявлять те программы, которые, с точки зрения работодателя, ведут к появлению такого специалиста. Понятно, что это процесс тесного, постоянного взаимодействия между бизнес-структурами и высшими учебными заведениями».

Об абсолютной гармонии
Высказано было много мнений. Закрывая заседание президент Дмитрий Медведев подытожил, что сказанное здесь не должно остаться без внимания, «включая и вопрос совершенствования налогового законодательства в части, касающейся участия бизнеса в развитии высших учебных заведений, и упомянутое 218-е постановление правительства и некоторые другие нормативные акты. Между вузами и работодателями должна быть абсолютная гармония. До тех пор пока ее мы не добьемся, у нас не будет ни эффективного инженерного образования, ни, естественно, нормальных инженеров, подготовленных по заказам работодателей. Как этого добиться? Мы движемся в этом направлении и, если нужно, будем осуществлять корректировки того, что уже сегодня предложено и что войдет в перечень поручений (он довольно большой) по итогам нашей месячной работы».
Президент считает, что «мы стоим перед большой угрозой – угрозой девальвации высшего образования в целом и инженерного образования, в частности. К сожалению, за 90-е годы вообще ценность высшего образования уменьшилась. Истекшие 10 лет уже нового столетия особой ценности высшему образованию не добавили с учетом доступности этого образования и огромного количества вузов, которые не способны решать стоящие перед ними задачи.
Мы с министерством образования и науки договаривались совершенствовать эту систему, делать это аккуратно, чтобы не пострадали выпускники, не пострадали студенты. Но делать это нужно неуклонно. Нужно вести линию на оздоровление ситуации в университетах и на то, чтобы все-таки наши университеты отвечали существующим мировым требованиям».

Не хватает рабочих рук
Глава государства на встрече с губернатором Челябинской области Михаилом Юревичем обратил внимание на то, что ведущие вузы региона готовят специалистов по невостребованным профессиям. «Конечно, это беда общая. Но все-таки в некоторых вузах, которые связаны с предприятиями, например, с ММК, студенты получают профессиональную ориентацию, необходимую комбинату. После вуза тогда они спокойно перетекают на предприятие», – отметил президент.
Губернатор сказал, что, согласно положению Минобрнауки, региональные власти могут формировать подготовку специалистов по заказу только на уровне среднего профтехобразования и по рабочим специальностям.
Президент подчеркнул, что, по его мнению, «регионам нельзя препятствовать формировать заказ университетам и вузам на определенные востребованные в этом регионе специальности», но этот заказ, отметил он, «должен быть согласован с бизнесом».
Что касается средних учебных заведений, то их, по мнению президента, необходимо передавать либо предприятиям, либо региональному правительству. Медведев обратил также внимание на то, что в некоторых регионах есть несколько однопрофильных или схожих по профилю учебных заведений в сфере профтехобразования. «Их надо соединять и укрупнять, делая их более мощными», – подчеркнул он.
Дмитрий Медведев согласился с губернатором: «вы точно обозначили, у нас есть несколько проблем. Одна касается инженерно-технического персонала и качества подготовки и профориентации инженеров. А вторая касается рабочих специальностей, потому что рабочих не хватает, особенно высококвалифицированных. На это и нужно обратить внимание руководства региона. Если потребуются изменения федеральной законодательной базы, я такие указания дам».

В стенах МГТУ
В тот же день представители «президентской делегации» помощник полномочного представителя президента РФ в УрФО Виктор Гузь и министр образования Челябинской области Александр Кузнецов посетили Магнитогорский государственный технический университет, где побывали в вузовских лабораториях. В формате этой непродолжительной экскурсии, которую провел для гостей ректор МГТУ Валерий Колокольцев, состоялся короткий обмен мнениями на упомянутую тему.
«Одна из поставленных президентом задач касается необходимости максимально привлекать для процесса обучения представителей высших учебных заведений из-за рубежа, – говорит помощник полномочного представителя президента РФ в УрФО Виктор Гузь, – Как в Магнитогорске решается этот вопрос?».
«У нас есть крупные научные проекты с рядом металлургических вузов и корпораций Японии, Швеции, Норвегии, Германии, – отвечает собеседнику ректор МГТУ Валерий Колокольцев, – Словом, есть круг зарубежных партнеров, с которыми мы сотрудничаем и в научных изысканиях, и в обучении студентов. А вообще, без ложной скромности, могу констатировать, что на сегодняшний день наша металлургическая школа является одной из лучших в мире. В частности, уверен на всю сотню процентов, что сегодня в тандеме с металлургическим комбинатом сумеем и спроектировать, и построить, и запустить все, что нужно. Приведу такой пример. Мы уже давно с нашим градообразующим предприятием работаем над целевой подготовкой кадров. И в стандартные учебные планы мы стали прописывать дополнительные положения для того, чтобы подготовить, как мы говорим, комплексного инженера. Когда комбинат реконструировался, когда стали появляться «даниэллевские» станы, мы отправили целевиков на производство, где они годик отработали, а затем поехали на стажировку в Италию. И начали там учить итальянский, чтобы понять, как работать на их оборудовании. Так после этого представители фирмы ежегодно стали заказывать специалистов у нас, платя приличные деньги. Словом, всю Россию объехали, а только у нас нашли металлургов необходимого уровня, таких, которые прекрасно знают всю линеечку: от выплавки до конечной заготовки».
«И все-таки, на мой взгляд, сегодня этого недостаточно, – ответил помощник полномочного представителя президента РФ в УрФО Виктор Гузь, – Ведь наверняка вам хорошо известно, что все самые современные технологии разрабатываются за пределами России, в основном на Западе, в развитых экономических странах. И потому нам необходимо максимально привлекать их знания и опыт. На это и президент нас нацеливает. И, по-моему, другого варианта на самом деле сегодня нет».

Exit mobile version