Чем меньше времени остается до Нового года, тем острее встает вопрос о праздничном настроении, которое по иронии судьбы пропадает в самый неподходящий момент. Прелесть отдела воздушных шариков – в ежедневной возможности дарить людям радость и ощущение чуда. Но так ли празднична жизнь продавца в этом отделе, как ее видят люди по ту сторону прилавка? Разбирается сайт «МР-инфо».
Небольшой прозрачный ларек резко выделяется на фоне других торговых точек в одном из магнитогорских ТРК. Гелиевые шары, стойки с открытками, упаковочная бумага и подарочные коробки с большими бантами – все это окружает прилавок атмосферой праздника и заставляет посетителей остановиться возле витрины и – чего лукавить? – купить шарик или открытку. Зачастую даже без повода – просто, чтобы сделать из обычного дня событие, украсить дом и поднять настроение себе или близким.
Олеся Фадеева – спортсменка со стажем, а в этом году – выпускница-отличница МГТУ по специальности «управление и экономика». За прилавком чувствует себя уверенно, на зубок знает каждый товар и с готовностью помогает посетителям определиться с выбором. Спортивные навыки и высшее образование в работе помогают, говорит Олеся, но на выбор профессии все же в большей мере повлияла жизненная позиция и стремление дарить людям праздник каждый день.
– Олеся, у тебя за плечами спортивный опыт и высшее образование. Почему выбор профессии пал на торговлю?
– Спорт и высшее образование позволили мне существенно расширить круг общения. Я занималась волейболом 8 лет, а в этом году окончила МГТУ. Все это время я коммуницировала с людьми разного возраста и статуса, и, когда встал вопрос о выборе специальности, я поняла, что мне ближе те профессии, которые позволяют общаться с людьми напрямую. В конце концов выбор пал на торговлю. Стоя за прилавком и помогая покупателю сделать выбор, я вижу его жесты, позы, мимику – мне это нравится.
– В детстве мне казалось, что у работников торговли больше возможностей. Например, продавцы воздушных шариков во время отсутствия покупателей могут использовать «служебный инвентарь» в своих целях – например, дышать гелием и говорить смешными голосами. Было искушение?
– Есть такой класс людей, который мечтает подышать гелием. Но продавцы, которые работают с этим газом и знают о его тонкостях, вряд ли будут это делать. Причина очень банальна, но первостепенна для продавца – гелий лучше потратить на шарик, чем в пустоту. В свободную минутку найдется чем позаниматься – перебрать открытки, свечки, товар по полкам разложить. К тому же, мы обрабатываем шарики специальной жидкостью, благодаря которой они дольше держатся и не сдуваются долгое время – стоит еще учитывать и это. Да и сам гелий при частом использовании может вызвать побочные эффекты – от ухудшения голоса до серьезных проблем со здоровьем.
– Поговорим о здоровье. Какой у тебя стаж работы продавцом?
– Чуть меньше года. Это немного, но за это время я овладела многими тонкостями в сфере шариков – разбираюсь в товаре, могу проконсультировать покупателя, дать ему совет. А вот чтобы овладеть хитростями предпринимательской деятельности – закупками, схемами и прочим – требуется, конечно, побольше времени.
– Ты – общительный и открытый человек. Как думаешь, насколько важно быть коммуникабельным в профессии? В профессии продавца?
– Думаю, нужно быть коммуникабельным в принципе. Человек – существо социальное, нужно уметь хорошо общаться. Без этого ничего не получиться – ни в профессии, ни в жизни. Как-никак XXI век на дворе.
– Да, у XXI века много особенностей. Например, маски, которые стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мешают ли они общению? Часто ли приходится напоминать о необходимости использовать средства индивидуальной защиты?
– Почему-то человеческая натура устроена так, что ситуации с масками зачастую приводят к неожиданным последствиям. Ношение средств индивидуальной защиты – обязательное условие пребывания в общественных местах. Продавцы все рабочее время ходят в масках, но, когда покупателей нет, лично я ее немного приспускаю. Так или иначе социальная дистанция с окружающими людьми у меня есть. Но покупатели очень часто приходят без СИЗ. И почему-то иногда позволяют себе вольности – например, упрекнуть окружающих в том, что у них приспущена маска. И вот ты стоишь напротив покупателя без маски и думаешь «Простите, извините». Делаешь ему замечание, но получаешь бурную реакцию… Да, человеческая натура – она такая.
– Твоя профессия строится на общении. Неминуемо приходится коммуницировать с разными людьми. Что бесит в профессии продавца больше всего?
– Бесят невоспитанные дети, которые считают нужны постучать по стеклу витрины или разворошить товары, которые находятся возле кассы. У меня были случаи, когда ребенок брал с витрины шарик и просил родителей, которые беспечно продолжали свой путь, не наблюдая за ребенком, купить его. В таких ситуациях мне приходилось экстренно покидать свой пост, чтобы вернуть товар. Однако у родителей, как правило, не возникало вопросов к ребенку, откуда у него взялся шарик. И, судя по всему, не возникало потребности более тщательно следить за своими детьми, потому что они просто безмолвно уходили, забрав с собой сражающегося за шарик ребенка.
– А были какие-то интересные истории на работе?
– У меня в памяти «не прорезаны» какие-то интересные истории. Прелесть отдела шариков в том, что ты даришь людям счастье и ощущение праздника каждый день. Но есть моменты, которые меня очень умиляют. Иногда ко мне приходят пары, которые заказывают шарик на гендер пати – это вечеринка, на которой раскрывается пол будущего ребенка. При заказе пара дает маленькую бумажечку от врача, на которой указано кто у них родится – мальчик или девочка. Сами родители сохраняют интригу до последнего и не заглядывают в листочек, а ты открываешь его – нужно вложить его в шарик – и узнаешь раньше всех. Это так мило, так трогательно.
– Отдел с шариками связан с праздником, а праздник – с детством. Кем ты хотела стать, когда была ребенком?
– В детстве я хотела стать актрисой. Мне нравилось, что артисты умеют за доли секунды менять свои эмоции – это целое искусство, которому учатся. Это очень круто. Есть же списки вещей, на которые можно смотреть очень долго? Для каждого они свои, лично мне кажется, что на хорошую актерскую игру можно смотреть очень долго. Но сейчас, к сожалению, много проходных сериалов, которые смотришь и думаешь «Господи, кто это снимал, фу». Особенно здорово наблюдать за актерской игрой вживую. В детстве я часто ходила в театры. Я так обожала эти постановки! Конечно, они были детские, в них отсутствовали важные жизненные морали, но наблюдать за происходящим на сцене было удивительно. И еще мне нравилась атмосфера – вот мы сели на свои места, вот погас свет, вот открылся занавес, вот на сцене появились актеры, и начинается история… Это очень волнительно. Мне до сих пор симпатична эта профессия, но я бы не сказала, что смогла отдать ей жизнь. У меня нет должного образования – считаю, что если уж заниматься чем-то, то заниматься на все 100%.
– Олеся, твоя специальность так или иначе связана с экономикой. Помогает ли высшее образование в работе?
– Моя миссия – продать. Но образование помогает оценивать возможные последствия от закупки и продажи тех или иных товаров. Коммуницируя с покупателями, я изучаю, что именно они спрашивают чаще, почему отдают предпочтение тем или иным товарам, стараюсь делать прогнозы – что будет популярно в ближайшем будущем, а что нет. Все эти наблюдения я обсуждаю со своим работодателем, и мы планируем предстоящие закупки, чтобы повысить прибыль.
– Профессия продавца требует физической выносливости – как-никак почти 12 часов на ногах. Помогают ли спортивные навыки в этом?
– Спортивные навыки помогают однозначно. Бывают ажиотажные дни, которые ты полностью проводишь на ногах. В основном подобное бывает перед праздниками. Нужно делать оформление, композиции из шариков. К тому же, каждый день рождаются люди – это тоже нужно декорировать. Сам путь подготовки оформления достаточно кропотливый: шары надо обработать, некоторые из них требуется сначала раздуть «вручную» и только потом наполнить гелием. Затем нужно составить композицию, привязать ее на грузик и сфотографировать для портфолио. Так что да, спортивные навыки очень выручают.
– Вновь вернусь к публичности твоей профессии. Моя родственница работала в магазине и там познакомилась с будущим мужем. Молодые люди оказывают знаки внимания?
– Не хочу, чтобы это прозвучало пафосно и высокомерно, но да, были такие моменты. Бывали случаи, когда это происходило довольно интересно – с человеком было приятно пообщаться. А бывали моменты, когда подходили люди с не совсем понятной позицией. И самое ужасное, что ты не можешь никуда уйти, потому что ты в отделе и в принципе не можешь покинуть место своей работы. И некоторые этим пользуются. Еще сложность заключается в том, что отдел у нас почти весь прозрачный. Люди просто смотрят на тебя. Помнится, один парень даже пытался меня сфотографировать. Это некрасивая ситуация. В итоге я стала закрывать прозрачные части ларька пакетами, чтобы меня просто не было видно. Вот такая профессия – знакомишься с совершенно разными людьми.
– Всегда есть обратная сторона медали. Сейчас начинают набирать популярность маркет-плейсы, которые хоть и предполагают общение, но позволяют избежать подобных неприятных ситуаций. Как экономист, ты считаешь, что онлайн-торговля вытеснит традиционную? В этом отношении особенно показательна пандемия…
– Да, онлайн-торговля сейчас набирает популярность только из-за пандемии. Но я не думаю, что в дальнейшем она вытеснит традиционную торговлю. Потому что это наш русский менталитет – как можно купить товар, не пощупав и не примерив его? Подростки разбираются во всех тонкостях и знают, как вернуть или заменить товар. А вот наши родители руководствуются правилом «надо пойти посмотреть, поговорить с продавцов, потрогать, проверить как что работает». Был случай, когда моя бабушка в свои годы ходила по магазинам в поисках телевизора. Спрашивается: зачем пожилому человеку ходить и просто выбирать телевизор? У людей такой менталитет – надо самому сходить и проверить. Это неплохо, наоборот, даже интересно. Так что, считаю, что традиционная торговля не уйдет на второй план. Но онлайн-торговля наберет обороты еще больше. Пандемия не заканчивается, и никто не знает, когда мы вернемся к жизни без масок и социальной дистанции.
Похожие материалы
Фото из личного архива героини