Что объединяло роли Михаила Ульянова, какой самолет вез на себе пять истребителей, и когда открылась «дорога жизни», рассказывает «МР-инфо».
Ленин и Пилат
20 ноября 1927 года в селе Бергамак в 400 километрах от Омска, в семье председателя колхоза родился актер Михаил Ульянов. Он казался воплощением человеческой надежности и порядочности. У Михаила Александровича было удивительное лицо, равно подходящее для того, чтобы играть ударника социалистического труда и римского патриция. Советская сцена и советский кинематограф остро нуждались в положительном герое, и Ульянов, с его обликом, статью, правильным происхождением, с его сквозящим в каждом движении душевным благородством, оказался как нельзя кстати. Он соответствовал социальному запросу времени по всем статьям и создал бессчетное количество этих самых положительных героев. При этом избегая фальши и официоза. Но Ульянов играл не только председателя колхоза, комсомольца-добровольца, маршала Жукова или Ленина. В его актерской биографии случались и противоречивые натуры (Цезарь, Антоний, Понтий Пилат), и натуры страстные (Митя Карамазов, генерал Чарнота), и даже сущие монстры – от Ричарда III до сиплого мафиозо из “Антикиллера”. Было, тем не менее, нечто объединяющее этих разноплановых героев: почти все они масштабные личности. В них сквозит харизма, есть мужское начало. Они и в грехах своих исполнены значительности. Их жизнь меряется не поступками, но деяниями. Не стало Михаила Ульянова 26 марта 2007 года.
Авиаматка
20 ноября 1935 года в рамках проекта «Звено» лётчик-испытатель Пётр Стефановский впервые в мире поднял в воздух тяжёлый бомбардировщик ТБ-3 с пятью закреплёнными на нём истребителями. Комплекс «Звено-СПБ» (составной пикирующий бомбардировщик) принял участие в первом периоде Великой Отечественной войны. Среди прочих задачами проекта «Звено» были: доставка самолётов-истребителей на большие расстояния и использование истребителей в качестве пикирующих бомбардировщиков для точного прицельного бомбометания крупными бомбами. Истребители крепились на крыле и фюзеляже, а также под ними. Для этого на носителе имелись специальные стержневые пирамиды и подкосы с замками крепления. Боевое крещение «Звена-СПБ» состоялось 26 июля 1941 года, когда после ряда неудач обычных бомбардировщиков, безуспешно пытавшихся разбомбить Мост Карла I на Дунае, было решено использовать авианосцы, и для проверки было дано задание разбомбить «СПБ» нефтехранилище в Констанце. Задание было успешно выполнено — цель поражена без потерь. Противник не ожидал советские истребители, приняв их за своих. В ходе авиаудара истребители-бомбардировщики отсоединились с грузом бомб от носителей на расстоянии 40 км от цели и после поражения цели вернулись на аэродром в Одессе, где дозаправились и вернулись в Евпаторию своим ходом.
Дорога жизни
20 ноября 1941 года начала действовать знаменитая Дорога жизни. После сооружения первой нитки ледовой магистрали с Вагановского спуска у деревни Коккорево спустился на лед первый конно-санный обоз с грузом — 63 тонны муки. Утром следующего дня обоз прибыл в Осиновец, а 22 ноября за продовольствием ушла колонна из 60 автомашин ГАЗ-АА. Совершив трудный рейс, колонна вернулась, доставив 33 тонны продуктов. Лед был еще настолько хрупким, что двухтонный грузовик вез лишь 2—3 мешка муки. В первых числах декабря лед окреп, и на трассу запустили трехтонные машины ЗИС-5. Несмотря на морозы и метели, на огонь вражеской артиллерии и удары с воздуха, движение грузового автотранспорта не прекращалось ни на один день. В ноябре-декабре по трассе было доставлено 16 449 тонн грузов, что позволило с 25 декабря впервые за время блокады несколько увеличить хлебный паек. Строители дороги изготавливали дорожные знаки, вехи, переносные щиты, мостики, строили базы, склады, обогревательные и медицинские пункты, пункты питания и технической помощи, мастерские, телефонные и телеграфные станции, приспосабливали разнообразные средства маскировки. Дорога жизни состояла из двух кольцевых трасс, каждая из которых имела два отдельных направления. Общая протяженность первой трассы, по которой осуществлялась эвакуация ленинградцев, составляла 87 километров. Вторая трасса для перевозки грузов в город была более длинной. Ее протяженность — 111 километров. В середине весны 42-го года температура воздуха стала подниматься до +15 градусов, ледовый покров озера разрушался, и 21 апреля Ладожская ледовая трасса была закрыта.
Фото yaplakal.com; www.goodhouse.ru; leningradpobeda.ru