Второклассница Екатерина Шарова изучила военную историю своей семьи.
В школе №54, где учится Катя, в год 70-летия Великой Победы было положено начало музейной экспозиции «Война в истории моей семьи».
Работа над сбором материалов из семейных архивов началась в классе математика Светланы Гросс, ныне заместителя директора школы по воспитательной работе. Вместе с детьми и родителями был создан памятный альбом «Судьба семьи в судьбе страны», в котором дети рассказывали о своих родных и близких, воевавших или трудившихся в тылу.
Начиная работу, ребята и их классный руководитель и не подозревали, какой захватывающе интересной она будет. Школьники с докладами принимали потом участие в районных и городских мероприятиях, а Светлана Гросс, представив проект по гражданско-патриотическому воспитанию на региональном этапе всероссийского конкурса на соискание премии «За нравственный подвиг учителя», стала лауреатом.
Когда ребята выступали с докладами в родной школе, истории их родных потрясли всех до глубины души. Было решено сделать проект общешкольным и разместить экспозицию из собранных материалов «Война в истории моей семьи» в фойе первого этажа.
Особенность этой выставки в том, что она «живая», непрестанно растет, пополняясь новыми сведениями. Некоторые ребята взяли на себя роль внештатных сотрудников музея, проводят экскурсии по экспозиции и рассказывают о людях, чьи документы и фотографии представлены на музейных стендах. Накопленный материал вылился и в создание нескольких фильмов, спектакля «Суд над фашизмом» и другие интересные проекты.
Ребята словно выполняют завет бабушки ученицы школы Евы Сусариной – фронтовой связистки Серафимы Рябчиковой, которая оставила его когда-то на фото военных лет: «…Я видела слезы, горе, ужас и страдания… не хочу, чтобы это повторилось! Я желаю вам, детям и внукам всей планеты, здоровья, радости, счастья, чистого неба, мира. Помните и своим детям рассказывайте о нас».
Одной из первых участие в создании школьной экспозиции приняла в прошлом году первоклассница Катя Шарова. Вместе со своими родными и педагогами – классным руководителем Светланой Буйкли, педагогом дополнительного образования Галиной Жадобиной она собрала и оформила сведения о четырех своих прадедушках, в судьбе которых оставила след Великая Отечественная война.
– Я изучала семейные архивы, беседовала с родственниками, читала книги, подбирала материал в Интернете. В результате узнала много нового и интересного о своих родных, – рассказывает Катя.
Их судьбы не оставили равнодушными никого. Екатерина Шарова, представив доклад о проделанной работе, завоевала первое место на городской научно-практической конференции «Первые открытия», диплом второй степени в открытом конкурсе проектов и учебно-исследовательских работ «Юный исследователь», стала лауреатом первой степени на всероссийской конференции в Обнинске. А прошлым летом Катя побывала с родителями в Белоруссии и своими глазами увидела места, где в Великую Отечественную войну шли ожесточенные бои.
Рассказы Кати Шаровой о её родных, в жизнь которых вмешалась война
Железная воля танкиста
Мой прадедушка Андрей Прохорович Лозовой, папа бабушки Вали, после службы в танковых войсках работал трактористом в районном центре Опошня Полтавской области. Когда началась Великая Отечественная война, Украина была оккупирована немцами, и прадед не смог прорваться на фронт, его арестовали и отправили в гестапо, затем угнали в концлагерь-распределитель №326 города Кременчуг. Там пленных сортировали – больных и старых сжигали в печах, а остальных угоняли в Германию. У бабушки сохранилась дедушкина карта, где он отмечал свой путь по концлагерям в глубь Европы.
По рассказам прадеда, в одном из концлагерей им велели раздеться для мытья в бане. Загнали в большую комнату, закрыли железные двери и пустили газ. Мой прадед, войдя в это помещение, набрал в легкие воздуха, присел на корточки и выждал некоторое время, а многие люди попадали на пол от удушья. Выживших вывели на расстрел, но приехал какой-то полковник, и людей временно закрыли в старом сарае, а оттуда им удалось сбежать на другую половину концлагеря, где грузили пленных в вагоны для отправки на работы в Германию. Так мой прадедушка остался жив.
10 ноября 1942 года прадед оказался в лагере под названием «Яма». Там пленных обливали ледяной водой из пожарных шлангов, на всю ночь сажали в бетонную яму, где надо было стоять, если присел – расстреливали.
30 ноября 1942 года прадедушку отправили на работу в угольную шахту города Дортмунд. Потом он работал на шахтах Магдебурга, Солдина, далее его отправили в концлагерь Бранденбурга. Часто прадед с товарищами устраивали в шахтах «случайные» обвалы породы, от которых гибли фашисты. Периодически пленные пытались бежать, их возвращали, терзали собаками, били и опять заставляли работать в шахтах.
Однажды, убежав, они решили отсидеться в лесу и уснули от усталости, а проснулись от удара мячом. Оказалось, что они находились на территории дачи богатого немца. Хозяин распорядился их хорошо накормить, помыть в бане, а затем вызвал за пленными немцев из концлагеря и приказал не наказывать их и отругал немцев за то, что пленные плохо одеты и голодны.
Прадед рассказывал, что в одной из шахт он работал в паре с немецким шахтером, и тот его подкармливал, за что старика и всю его семью могли расстрелять. От голода пленные ели ворон, собак. Однажды какая-то
немка прогуливалась с жирным бульдогом на длинной цепи. Когда она заметила, что вместо собаки на цепи булыжник, было уже поздно. Пленных за это не наказали, а велели их кормить лучше.
6 апреля 1945 года прадедушка был освобожден союзными американскими войсками. А 19 ноября его отправили поездом в Магнитогорск. Он устроился на Магнитогорский металлургический комбинат, где работал до выхода на пенсию в 1974 году. Воспитал троих детей. Прожил прадедушка почти 85 лет. Бабушка Валя, его дочь, рассказывает, что он был заботливым мужем и отцом, отличался любознательностью, трудолюбием и добротой, любил читать, увлекался фотографией и техникой.
Отличный повар
Историю Петра Леонидовича Селедкова рассказал его сын – мой дедушка Николай Петрович Селедков. Петр Леонидович родился в 1912 году в Верхнеуральске, в рабочей семье. Войну он встретил отцом троих детей. Сначала воевал кавалеристом, а в августе 1942 года был направлен в 25-й полк поваром, там служил до конца войны. За боевые заслуги был награжден орденом Отечественной войны II степени и многими медалями, а также знаком «Отличный повар» за отменное приготовление вкусной и разнообразной пищи в боевых условиях.
Петр Леонидович работал на полевой кухне с помощником-ездовым. Однажды помощник испугался обстрела и не пошел за водой к речке. Тогда за водой побежал мой прадед. Зачерпнув воды, он услышал сзади взрыв. На месте кухни осталась только большая воронка – ни кухни, ни лошади, ни помощника…
Обычно кухню прятали в лесу, а пищу бойцам нужно было доставлять до траншей. Поляна обстреливалась, повар часто полз с термосом за спиной по-пластунски. Только приподнимешься – сразу попадаешь под вражеские пули. Однажды термос с едой спас прадеду жизнь – было небольшое ранение спины, но каша осталась цела и была доставлена до траншеи.
Родоначальник воинской династии
Я расспросила бабушку отца. Ее папа, мой прапрадед Дмитрий Александрович Александров, проживал в деревне Николина Бежаницкого района Великолукской области (ныне Псковская). Был колхозником, мастеровым, воспитывал восьмерых детей.
В войну Дмитрий Александрович воевал на Орловско-Курской дуге артиллеристом, был тяжело ранен. В своей роте он был бессменным запевалой: знал много песен, стихов, ими воодушевлял бойцов на подвиги. Во время сложных военных операций проявлял житейскую смекалку и был «мастером на все руки», так говорили про него. Он дошел до Берлина. К сожалению, его старшие сыновья Иван и Владимир пропали без вести на войне.
Память в стихах
Дедушка моего папы Евгений Илларионович Нельзиков не принимал участие в военных действиях, но очень хорошо помнит все тяготы. Прадедушка рассказывал, что войну встретил десятилетним мальчишкой и видел ее всю, какая она есть. Два года пробыл в оккупации, два месяца – в немецком концлагере. В Белоруссии видел бой партизан. Попал в деревню, где были вырезаны все жители. На фронте погиб его старший брат, старшая сестра воевала зенитчицей. Среднего брата угнали в Германию. Войну Евгений Илларионович потом часто видел во сне. Своими впечатлениями он делился не только в рассказах, но и в своих стихах, которые публиковали когда-то в «Магнитогорском рабочем».
Фото Динара ВОРОНЦОВА