Ноев ковчег Карена Даллакяна. Истории спасенных животных

Известный челябинский зоозащитник родился в Ереване, и окна его дома смотрели на гору Арарат, где по легенде остановился Ноев ковчег. Теперь спасением животных от волны человеческой жестокости занимается он сам.

На экскурсию в Челябинский реабилитационный центр защиты диких животных и птиц «Спаси меня» мне удалось попасть благодаря «Экологической школе для журналистов Южного Урала», пишет сайт “МР-инфо”.

Ноев ковчег Карена Даллакяна встречает нас громким лаем.

– Дусенька не бойся, гости к нам пришли, – говорит одна из сотрудниц приюта, и оправдывается перед нами: – Она у нас добрая.

И действительно, на протяжении всей экскурсии Дуся ходит за нами, ластится, преданно заглядывает в глаза. Кроме Дуси в приюте живут порядка 110 домашних и диких животных и птиц, спасенных не только на территории Челябинской области, но и по всей России.  Практически все они – жертвы людской жестокости.

Трехлапая кошка

Давид Даллакян, младший сын Карена Вачагановича, начинает экскурсию с техники безопасности: и это действительно необходимо, ведь среди подопечных центр немало опасных хищников.

Вот рысь Марыся. Нас сразу предупреждают: подходить близко к клетке не стоит, красотка может мгновенно высунуть сквозь прутья лапу и показать свои охотничьи инстинкты в действии.

Около 4 лет назад с Марысей произошла трагичная  история. Житель Еткульского района, встревоженный слухами о пропадавших у соседей курах, выставил вокруг своего дома капканы. В один из них попалась рысь. В итоге к дому охотника приехали полиция, МЧС, а затем и вызванные ими зоозащитники из фонда «Спаси меня». Карен Даллакян сделал все возможное, но заднюю лапу, разбитую капканом, спасти не удалось – пришлось ампутировать. Так и получила лесная кошка с ограниченными возможностями постоянную прописку в приюте.

Мало по малу рысь освоилась со своей инвалидностью, бойко передвигается на трех лапах.  Для нее постарались создать максимально спортивные условия – не только домик, где она с удовольствием спит, но и многоярусные «лазилки», по которым, как в природе, Марыся совершает ежедневный моцион.

Однако это не конец истории, а только начало. Судьба Марыси послужила причиной больших изменений в Федеральном законодательстве.  Еще несколько лет назад, согласно законодательству, дикое животное после лечения и реабилитации должны были выставить на аукцион, потому что оно является государственным имуществом, а если его никто не захочет купить – усыпить. Однако, согласитесь, спасать зверя, чтобы потом его усыплять, как-то нелогично.

Благодаря активной позиции Карена Даллакяна, помощи СМИ и зооволонтеров не только России, но и всего мира, эта ситуация получила большой общественный резонанс. В итоге закон был изменен, и в будущем таким животным усыпление не грозит – они могут быть переданы в реабилитационные центры и продолжить свою жизнь.

Полосатая судьба

Не менее трагична история тигра Гектора. Совсем маленьким, он жил вместе с мамой и другими тигрятами в передвижном зоопарке города Бузулук Оренбургской области. Однажды ночью в зоопарк пробрался нетрезвый парень. Увидев, как мирно спит у решетки полосатый малыш, он по какому-то пьяному замыслу решил его украсть. Отодрав нижнюю доску клетки, он взял Гектора за задние лапки и настолько сильно дернул, что об арматуру повредились суставы, связки, позвоночник. Защищая детеныша, тигрица травмировала обидчика и несколько дней никого не подпускала к тигренку. Когда же ее все же удалось отогнать, выяснилось, что местный ветеринар помочь  Гектору не может – он никогда ранее не работал с хищниками.

Когда тигр был уже почти при смерти, обратились за помощью к Карену Даллакяну. Так как с момента травмы прошло уже более трех недель, несмотря на все его усилия, полностью восстановиться Гектору не удалось – из-за неправильно сросшихся сухожилий тигр двигается в полуприсяде, задняя часть отстает в росте.

Сейчас Гектору 2,5 года, ему еще предстоит подрасти и набрать килограмм 80-100 веса, чтобы окончательно стать взрослым. Это кошачий подросток, и, как свойственно подросткам, он проявляет характер, а также свои дикие инстинкты. Неизменной остается только его любовь к своему спасителю.

В день тигр съедает 10-12 кг мяса, любит футбол и водные процедуры – летом в клетке для него оборудован бассейн. Плавание помогает зверю поддерживать травмированный позвоночник, а кроме этого, в бассейн порой запускают рыбу, и тигр с удовольствием охотится.

В планах на будущее перевести Гектора в центр реабилитации диких животных в условиях, приближенным к природным «Утес» в Хабаровском крае. Здесь уже давно получил прописку, пожалуй, самый известный воспитанник Карена Даллакяна тигр Жорик, который настолько полюбился челябинцам, что его выбрали талисманом челябинского чемпионата Европы по дзюдо 2012 года и чемпионата мира по дзюдо в 2014-м. В «Утесе» животные живут в естественной среде, пусть и за забором – чтобы не стать жертвами браконьера, а люди кормят и ухаживают за ними.

Долгий путь на родину

Совсем скоро новый дом обретут еще два обитателя центра «Спаси меня».

Леопарда Еву Давид помнит еще новорожденной – говорит, помещалась на ладошке. Ее мать содержалась в передвижном зоопарке, а в таких организациях  разведение  животных поставлено на конвейер и является одним из существенных источников дохода. Однако в условиях неволи у зверей часто возникают проблемы с материнским инстинктом. Вот и в этом случае сразу же после родов самка леопарда съела одного своего детеныша, второго удалось отстоять.

Трехдневную Еву привезли к Карену Даллакяну с просьбой выходить и вырастить. Малышка практически жила на руках у ветеринара и волонтеров центра. Ее кормили козьим молоком каждые 2 часа, массировали животик и укладывали спать – все как с любым детенышем. Но через несколько месяцев, когда Ева уже более-менее освоилась в этом мире, в центре раздается звонок от владельцев зоопарка: мы хотим забрать своего леопарда обратно – есть желающие его купить.

Неизвестно, как сложилась бы судьба Евы, если бы не нашлись меценаты, которые собрали средства на выкуп пятнистой красотки. В итоге она уже 2 года живет в приюте и ждет долгой дороги на историческую родину.

Вместе с ней в Танзанию отправится лев Симба.

В курортных городах часто предлагают сфотографироваться в обнимку с маленькими львятами. Но отдают ли себе отчет отдыхающие, что для хищника, тем более – детеныша неестественно так долго лежать неподвижно. Звери либо находятся под транквилизаторами, либо им нанесли увечья: чтобы ограничить подвижность львят, им ломают конечности. Так случилось и с Симбой. Несколько месяцев он «работал» в Сочи моделью пляжного фотографа, потом хозяин продал подросшего детеныша, в итоге изувеченный львенок пошел по рукам и уже умирал, когда о нем узнали зооволонтеры и обратились к челябинскому Айболиту.

– Он был парализован, у него были пролежни, его постоянно обливали ледяной водой в холодном сарае, –  рассказывает Карен Даллакян. – Мы провели целую спасательную операцию в Махачкале, где Симба в то время находился. В итоге 26 марта с помощью Аэрофлота  львенка перевезли в Челябинск. Было много операций, серьезное лечение, и – чудо! Он у нас сделал первые шаги. Много помогали консультациями коллеги из африканских стран, Англии, Индии, которые ежедневно сталкиваются с хищниками, но никто не ожидал, что нам так быстро удастся поставить его на лапы.

Дальше была не только реабилитация для хищника, но и уголовное дело для человека, который так жестоко с ним поступил. Впрочем, заведено оно было только после того, как челябинский зоозащитник рассказал об этой истории Владимиру Путину во время  пресс-конференции президента. Помимо этого, активистам удалось собрать более 50 тысяч подписей под петицией «Закон Симбы». Эта инициатива требует не только ввести уголовную ответственность за эксплуатацию львов, но и в целом внести изменения в законодательство, чтобы защитить животных от использования таким образом.

Сегодня, 1,5 года спустя, это мощный зверь с королевской гривой, настоящий хозяин саванны, хотя ему еще предстоит войти в полную силу. Сейчас Симба и Ева готовятся к репатриации в центр спасения, образования и дикой природы Kilimanjaro Animal C.R.E.W. Чтобы добиться этого, потребовался практически год на сбор всех разрешительных документов. Вылет намечен на 16 ноября.

Площадь территории реабилитационного центра у горы Килиманджаро более 150 гектаров. Два из них уже отвели льву Симбе и один – леопарду Еве. Ева спустя 3-4 месяца адаптации может быть выпущена в естественную среду обитания, а Симбе, к сожалению, не позволит жить самостоятельно здоровье.  Он останется жить в центре реабилитации до конца своих дней.

На вопрос, не жалко ли будет расставаться с питомцами, в которых вложено столько сил и любви, Карен Вачаганович отвечает:

– Нет. Я понимаю, что там идеальные условия, уход, климат для Симбы, потому что он – инвалид, и я как специалист вижу, что когда погода меняется, он начинает хромать, его болячки дают о себе знать, и только нормальные условия будут профилактировать его организм.

В этом году не только Ева и Симба получат новую прописку. Были возвращен в природу лисенок, который пострадал во время пожара, сова, журавль, лебедь, ястребы, куница, ежики. Крупных животных сперва обследуют и лечат, затем отправляют в центры, где занимаются их реабилитацией в естественных условиях, и лишь потом выпускают в дикую природу. Таких историй со счастливым концом немало: уже вернулись в лес 6 медвежат, выпускали рысей, спасали лосей.

– Если тех животных, которых взяли из дикой природы, возможно возвращать, мы их возвращаем, – констатирует Каре Вачаганович. – У нас четкий алгоритм и соглашение с Минприроды, Минэкологии, МЧС, Россельхознадзором, Росприроднадзором, авиакомпаниями. И такая командная работа дает результат.

Газетная полоса не в состоянии вместить всех историй спасенных животных. Вот, нахохлившись, смотрит на нас с подозрением черный африканский гриф. В центр «Спаси меня» он попал из передвижного зоопарка, где с ним обращались неподобающе для столь гордой птицы. В приюте гриф будет проводить уже вторую зиму. Клетку с ним утепляют, а самого переводят на усиленный паек, так что перенесет холода он отлично

Еще в одном загоне живут миниатюрные камерунские козочки и пожилая ослица. Козьим молоком выпаивают подопечных приюта во время реабилитации. Прямо по территории свободно гуляет косуля Эля и «подравнивает» специально высаженный для травоядных газон. Эля – жертва браконьеров, и с малых лет живет тут, поэтому по повадкам скорее похожа на домашнюю козу. Позже я ее застану уминающей с довольным хрустом кабачки – подарок приюту от одного из экскурсантов.

Каракала Марусю купили детям для забавы, а потом, наигравшись, поселили в вольер и практически перестали заботиться о ней. Долго шли переговоры с хозяином, чтобы передать ее в приют, а потом длительный карантин, и вот, наконец, красавица с кисточками на ушах вновь начала привыкать к людям и радоваться жизни.

Ежедневно в «Спаси меня» решают немало больших и малых задач для того, чтобы животным было комфортно, чтобы они оставались сытыми, здоровыми, имели возможность проявлять активность. Сейчас в капитальных помещениях центра для животных активно идет ремонт, ведь скоро теплолюбивым питомцам придет пора перебираться на зимние квартиры. И все это без копейки финансирования со стороны государства – за счет ветеринарной клиники, где лечат домашних животных, чтобы вырученные средства направить на спасения животных диких, и на пожертвования добрых людей. Большую физическую помощь оказывают волонтеры, и не только взрослые. Например, по соседству есть социальный приют для детей и подростков «Возрождение», и ребята из него еженедельно приходят помогать ухаживать за животными.

Миссия такая…

Благотворительный фонд «Спаси меня» действует с 1998 года, а сам приют – 7 лет. На вопрос, что заставило его заняться этим делом, Карен Даллакян говорит:

– Это миссия у нас такая. К сожалению, у нас законы были, и сейчас во многом остаются такими, что мы каждый день сталкиваемся со случаями жестокого обращения с животными. И здесь мы с вами видим именно жертв человеческой жестокости, в том числе браконьерство, передвижные цирки и зоопарки, эксплуатация диких животных, незаконная торговля ими. К сожалению, принятые законы у нас еще молодые, не все подзаконные акты есть, и это создает условия для работы таких во живодеров.

Каждый случай спасения животных выявляет какой-то казус в законодательстве. Пример Марыси позволил спасти от усыпления тысячи диких животных, история Симбы, надеемся, поможет запретить эксплуатировать животных ради наживы.

– Мы сегодня занимаем ту нишу, которую еще не заняло государство, – констатирует зоозащитник. – Спасение диких животных, открытие государственных реабилитационных центров – это все еще впереди.

Есть планы развития и у нас самого реабилитационного центра. Площадка приюта достаточно маленькая, из-за отсутствия места здесь вынуждены на многие обращения давать отказ. Было бы идеально, если бы эта территория оставалась больницей и карантинной зоной, а те животные, которых нельзя вернуть в природу, находились бы в комфортных, просторных вольерах на территории располагающегося неподалеку парка Николина роща.

Также центр «Спаси меня» занимается образовательной и просветительской деятельностью. Он является площадкой для профильных факультетов вузов Челябинска, здесь проходят практику не только биологи ЮУрГУ, ЧелГУ, для которых большие возможности центра стали основой дипломных работ, кандидатских и докторских диссертаций, но и будущие юристы, изучающие судебную практику, касающуюся животных.

За 7 лет, что существует приют, здесь побывало порядка 8 тысяч детей, не только из Челябинска, но и из других городов. Для них здесь проводят «Уроки доброты», интерактивные представления. Дети не только видят вблизи интересных животных, но и учатся на их историях хорошему отношению к каждому созданию природы, посещают Музей спасенных животных, где собраны самые трогательные истории подопечных фонда.

Работает здесь и «Школа зооволонтеров», чья задача – обучить профессиональных спасателей животных, а также помочь молодежи  определиться с профориентацией и конечно же привить бережное отношение к природе родного края.

Основатель Фонда зоозащиты «Спаси меня» и ветеринарный врач Карен Даллакян имеет много российских и международных наград. Не так давно  он получил от президента РФ памятную медаль  «За бескорыстный вклад в организацию Общероссийской акции взаимопомощи «Мы Вместе».

Exit mobile version