Кто придумал русскую водку, для чего ввели новую орфографию, и кого возили на «Волге», рассказывает «МР-инфо»
Пейте ряженку!
10 октября 1503 года монахами Кремля впервые была получена русская водка. Первоначально водка использовалась как антисептик. Кремлевские монахи, открывшие производство водоспиртовой смеси в России, первоначально использовали сырье, привозимое из Генуи. В 1503 году был построен большой кремлевский перегонный куб и началось полностью российское производство. Полученный спирт очищали от сивушных масел молоком и яичным белком, из-за чего напиток получался дорогим и был доступен только знати. Ввел водку в качестве обязательного напитка на праздничном столе Петр Первый, он же разрешил пить ее женщинам. А общенародной водка стала в XVIII веке, когда немцы наладили поставки в Россию дешевого картофельного спирта. В январе 1940 года нарком обороны Ворошилов обратился к Сталину с просьбой разрешить ежедневную выдачу бойцам и командирам Красной армии водки и сала ввиду крайне тяжелых погодных условий на Карельском перешейке, где во время советско-финской войны морозы доходили до 40 градусов. В Великую отечественную войну водку начали выдавать в июле 1941 года. После того, как к весне 42-го на фронтах сложилось тяжелое положение, выдачу водки дифференцировали. Проект постановления предусматривал раздачу спиртного только бойцам на передовой, при этом порция была увеличена до 200 граммов.
Без «ять»
10 октября 1918 года в России была введена новая орфография. Реформа готовилась еще в 1914 году Орфографической комиссией Академии наук, но политическую волю, необходимую для ее осуществления, проявили только большевики. Декрет Совнаркома за подписью Ленина окончательно исключил из русского алфавита буквы «i», «ять», «ер», «ижица» и «фита», а твердый знак перестал писаться после согласных на конце слов. Реформа затевалась для «облегчения широким массам усвоения русской грамоты и освобождения школы от непроизводительного труда». До конца Гражданской войны белых и красных разделяла еще и орфография — «старорежимная» и «прогрессивная». Дореволюционное правописание в основном сохраняла эмиграция, но лишь до 1945 года. В перестроечном СССР «ять» и твердый знак стали возвращать в названия фирм и ресторанов, но часто безграмотно.
В авто как дома
15 октября 1956 года с конвейера Горьковского автозавода сошел первый автомобиль «Волга». Гордость советского автопрома тех времен сразу стала мечтой почти каждого жителя страны Советов. И зачастую — мечтой неосуществимой. Простые люди годами копили средства и стояли в очереди в ожидании покупки. Но «Волги» изначально выпускались для особых случаев и особых людей. Каждый знал — если по дороге едет «Волга», то ее пассажиром сто процентов будет начальник или парткомовский работник. «Волгой» награждали ударников соцтруда, артистов, певцов и лучших спортсменов СССР, она была особым призом в лотерее Гослото. «Волга» стала преемницей послевоенной «Победы». Только корпус конструкторы сделали значительно больше. Это был комфортный автомобиль, в котором переднее сидение было сдвоенным, диваном по сути, не разбитым пополам рычагом переключения скоростей. Его решили установить на руле. Разработчики оснастили первую модель силовым агрегатом объемом 2,5 литра, который развивал мощность до 75 л. с., и помимо трехступенчатой механики автоматической (!) коробкой передач. Всего же было представлено более 30 модификаций авто — и таксомоторные, и грузопассажирские, и дизельные и даже «тропические». Однако в первую очередь этот автомобиль был предназначен для советской номенклатуры не самого высшего эшелона. Его цена превышала 5 тысяч рублей при зарплатах, державшихся на уровне 100—200 рублей в месяц.
Фото Яндекс.Дзен; tass.ru; in.pinterest.com; YouTube;