Вслед за школьными учителями в последнем профессиональном сражении «Педагога года-2016» сошлись работники дошкольного образования, в финале «Воспитателя года-2016» – классные руководители и педагоги-психологи. В каждой из номинаций выбирать лучшего пришлось из пяти претендентов, имена победителей будут названы в конце февраля.
Классные руководители защищали свои программы и участвовали в диалоге о воспитании, психологи проводили мастер-классы и давали оценку проблемным ситуациям исходя из собственного профессионального опыта.
У педагогов дошкольного образования финал конкурса профессионального мастерства проходил по той же схеме, что и у школьных учителей: каждый из воспитателей детского сада представил на суд жюри свой мастер-класс, затем все пять финалистов участвовали в «круглом столе», где обсуждался профессиональный стандарт педагога.
Надо отметить, что и судейство конкурса педагогов дошкольной ступени было не менее строгим, чем в финале школьной номинации. Помимо профессионального жюри под председательством начальника городского управления образования Александра Хохлова воспитателей оценивало большое общественное жюри, в состав которого кроме представителей городского родительского комитета, родительских организаций и попечительских советов школ и детских садов города впервые вошли студенты МГТУ имени Г. И. Носова, победившие в педагогической олимпиаде.
Конкурсные выступления педагогов тоже доказывали, что дошкольная ступень по значимости не уступает школе, ведь требования к будущим первоклассникам сегодня очень высоки. А потому на своих мастер-классах современные воспитатели детского сада нередко размышляют о вещах серьезных.
Например, Ольга Гусельникова из детского сада №60 поставила целью сделать математику предметом увлекательным даже для дошкольников. На мастер-классе «Занимательный материал как средство развития математических представлений» Ольга Александровна рассказала о том, как применяет на занятиях конструктор ТИКО. Он не только дает возможность создавать объемные геометрические тела, развивая пространственное воображение и мелкую моторику рук, но и помогает тренировать массу других полезных навыков.
Ребята запоминают буквы и цифры, соотносят количество предметов с числом, учатся работать со схемами, в том числе контурными и «развертками», дающими простор мышлению и воображению. Так ненавязчиво формируются различные математические понятия, которые очень пригодятся в школе. Что уж говорить о «непрофильном» применении конструктора, из которого в детском саду №60 изготавливают и театральные костюмы с декорациями, и иллюстрации к сказкам, а также воинские доспехи и кашпо для цветов. Вот и на мастер-классе Ольги Гусельниковой фокус-группа успела собрать из ТИКО двух бабочек и цветок, которые заняли свое место в большой роскошной вазе, сделанной руками воспитанников этого педагога.
Захватывающе интересно было участникам мастер-класса «Созидатели» и от выступления воспитателя детского сада №29 Надежды Максимовой. За целью «определение подходов к реализации образовательного проекта «ТЕМП» через использование профориентационных макетов и буклетов» скрывалось увлекательное проектирование: сборка действующей модели прокатного стана из бросового материала и верстка буклета, «рекламирующего» профессию крановщика. Собрав по схеме и запустив модель в действие, дети обычно глядят на нее, как завороженные, одновременно получая заряд «мотивации ранней профориентации». К тому же эта методика реализует ряд образовательных задач актуального ныне проекта «ТЕМП».
Мастер-класс педагога-психолога детского сада №165 Евгении Фоменко «Мечты сбываются» особо актуален в Год кино, поскольку учит создавать добрые мультфильмы, чем уже давно с удовольствием занимаются воспитанники педагога. Сначала ребята сочиняют сценарий, придумывают раскадровку и характеры героев, потом изготавливают декорации и фигурки персонажей – на мастер-классе это были пластилиновые зверушки, затем снимают, озвучивают и монтируют материал. Это не только развивает самостоятельность, творческие способности, фантазию и мелкую моторику, но и дарит всем участникам процесса и зрителям массу ярких положительных эмоций.
Удивила жюри и гостей конкурса Ольга Бедрина из детского сада №72, на мастер-классе которой «Чудесные превращения рядом» все знакомились с… манной крупой и теми большими возможностями, которые она в себе таит. Оказывается, манка – это не только привычная каша, но и хороший способ терапии, а также интересный для изучения и творчества материал. Из нее можно напечь всяких вкусностей, а можно, раскрасив крупу в разные цвета, создавать красивейшие аппликации и росписи или использовать для игр вместо песка. Что уж говорить про «три вида песочного дождя» и «пальчиковые походы» в поисках спрятанных в манке сокровищ… А еще «манка» – слово, напоминающее слово «приманка», ею, как магическим средством, можно привлечь удачу и деньги.
А воспитатель детского сада №156 Вера Петрова на мастер-классе «Путь к успеху» рассказала о важности развития социально-коммуникативных навыков в нашу эпоху гаджетов и дефицита личностного общения. Вера Михайловна продемонстрировала возможности освоения этих важных умений на физкультурных занятиях. К участию в своем выступлении она привлекла не только фокус-группу, но и всех членов жюри и зрителей, которые, соединив ладони, дружно выполняли веселые упражнения, мгновенно восполнив тем самым не только дефицит общения и положительных эмоций, но и дефицит двигательной активности.
Фото Динара ВОРОНЦОВА