На верхнеуральском кладбище освятили могилу священника и просветителя Михаила Громогласова. Он был расстрелян в начале прошлого века.
История воспринимается особенно близко и значимо, когда доведется подержать ее в руках. Как эту пробитую пулей икону, что больше века пролежала в земле и сейчас вернулась к людям с памятью о человеке, в чьих руках и вместе с чьим сердцем она была пробита.
Холодный и ветреный день конца сентября. На верхнеуральском кладбище островки выпавшего накануне снега. И лишь из-под серых, снеговых туч – отблески неземного золота. В этот день здесь освящают мемориальный комплекс настоятеля Никольского храма Верхнеуральска Михаила Громогласова.
10 июня 1918 года вместе с другими знаменитыми верхнеуральцами он был расстрелян без суда и следствия. И лишь совсем недавно местные краеведы Василий Ашитков и Александр Вернигоров определили место захоронения протоиерея. Летом 2021 года силами магнитогорских предпринимателей Сергея Мальцева, Евгения Могулевцева, Александра Прохорова, а также потомка Михаила Громогласова Владимира Андреева на месте захоронения был установлен мемориальный комплекс. Когда расчищали могилы от зарослей сирени, в земле была найдена эта икона.
Несгибаемый протоиерей
История Южного Урала полна непростых событий, многим из которых и спустя столетие сложно дать однозначную оценку. В братоубийственной войне не бывает правых и виноватых, бывают лишь пострадавшие. Революция разрушила мирную жизнь казачьих поселений, перемолола в своей кровавой мельнице все то, что долгими трудами было создано и накоплено, подняла сына на отца и брата на брата, истребила лучших людей эпохи.
Михаил Дмитриевич Громогласов родился в семье священника, а в 1886 году, по окончании курса Уфимской духовной семинарии, получил духовный сан и сам. Стал служить в приходе Никольского храма Белорецкого завода, затем – в Узяне, а с 1905 года был переведен настоятелем в Свято-Никольский собор Верхнеуральска.
Все эти годы отец Михаил был большим просветителем в светской и духовной жизни Верхнеуральского уезда, который тогда включал в себя юго-восток нынешней Башкирии, районы Челябинской и Оренбургской областей. В 1906 г. протоиерей открыл в Верхнеуральске женскую гимназию – первое учебное заведение города со средним образованием, а в 1915-м и мужское частное учебное заведение с программой гимназии, для которого при большом участии протоиерея было построено специальное здание и которое он снабжал учебными пособиями, обстановкой и книгами. За всю жизнь Михаилом Громогласовым были также отстроены, открыты и оборудованы 29 школ в поселках, станицах – в том числе и Магнитной. Многие прабабушки и прадедушки нынешних южноуральцев обучались в тех учебных заведениях, о которых проявлял заботу священник. Также им была оборудована церковь в Верхнеуральской тюрьме.
За свои заслуги отец Михаил из церковных наград имел набедренник, скуфью, камилавку, наперсный крест; а из светских – орден Святой Анны 3 степени и медаль Красного Креста. В семье священника выросло 9 детей.
В марте 1918 года, после прихода большевиков, отец Михаил вместе с другими представителями городской знати был арестован и заключен в Верхнеуральский политизолятор. Здесь он подвергался унижениям и гонениям, но продолжал оказывать духовную поддержку сокамерникам. 10 июня вместе с 16 известными верхнеуральцами Отец Михаил был расстрелян в 17 верстах от города, возле башкирской деревни Наурузово.
Палачи заставили арестованных вырыть себе могилы. Отец Михаил обратился с просьбой помолиться. Ему разрешили. Он встал на колени и воздел руки к небу… Потом произнес: «Я готов!», и мужественно первым принял смерть. Так рассказывали потом очевидцы расстрела.
Трупы забросали землей, не позволив родным взять их для погребения. И только после того, как в августе 1918 года Верхнеуральск вновь временно заняли белые, останки отца Михаила и других убитых были перезахоронены.
Протоиерей Михаил Громогласов был канонизирован Русской Православной Церковью за границей. Он находится в списке новомучеников и исповедников Российских, утвержденном Архиерейским Собором православной церкви на Западе в 1981 г., однако сильна поговорка – нет пророка в своем Отечестве. Сейчас прилагаются все усилия к тому, чтобы канонизировать мученика и в РПЦ, и это благое дело – обустройство захоронения – будет одним из шагов к тому.
– Сегодня мы собрались для того, чтобы почтить память священнослужителя, который невинно претерпел мучения и пострадал за веру Христову, – окончив освящение креста, обратился к собравшимся магнитогорцам и верхнеуральцам отец Лаврентий. – Михаил Громогласов, несомненно, является великой личностью для Верхнеуральска и для всего Урала. Совершенно немыслимо для одного человека в те годы открыть, оборудовать и обустроить 29 школ и 2 гимназии и дать возможность простому народу получить образование. К сожалению, те люди, которые пришли к власти в тяжелые времена смуты, в начале ХХ века, порушили все его труды. Надеюсь, что сегодняшнее событие станет началом пути к канонизации отца Михаила Громогласова, к тому, чтобы не только верующие Верхнеуральска и Урала узнали о том жизненном подвиге, который совершил он, но чтобы память о нем стала достоянием для всего нашего Отечества.
Проступая сквозь века
Верхнеуральское городское кладбище – место историческое, знаменитое. Основанное 150 лет назад, оно хранит память о многих известных купцах, меценатах, казаках, чиновниках, священниках, педагогах, чьими трудами развивался этот старинный город. Однако при советской власти памятники были разрушены, многие оказались в земле, использовались в хозяйственных нуждах – из них делали фундаменты, вывозили в Магнитогорск, пилили на изоляторы. Но прошли годы, и здесь же нашли упокоение и гонители – время уравняло и примирило всех.
Силами местных краеведов Василия Ашиткова и Александра Вернигорова были приведены в порядок десятки захоронений, которые в советское время были заброшены, восстановлены надгробия. Именно краеведы и обнаружили могилы Михаила Громогласова и трех его соратников.
– 103 года прошло. Казалось бы, была Советская власть, и не только памятника, но и имени не должно было остаться от убиенных, а жизнь так устроена, что люди со своими делами добрыми проступают сквозь века, – говорит Александр Вернигоров.
Большую роль в сохранении памяти о нашем земляке приложил руководитель компании «Энергогарант Сергей Мальцев. Вместе с директором ООО «ЕвроСервис» Евгением Могулевцевы и другими бизнесменами они взялись за благоустройство этого места.
– Когда приехала бригада зачищать площадку, здесь были остатки четырех крестов. Рабочие начали вырубать корни сирени, и когда дошли до креста Михаила Громогласова, возле него была обнаружена икона святого Иоанна Крестителя, простреленная пулей, – вспоминает Василий Ашитков. – Видимо, когда привезли и хоронили отца Михаила, эта икона была положена возле креста. Сейчас у меня есть мысль получить у Владыки благословение на написание иконы Михаила Громогласова и вставить в нее эту простреленную икону, чтобы она хранилась в нашем соборе.
Пока же реликвия была передана внучатому племяннику знаменитого протоиерея, Владимиру Андрееву. Как говорят криминалисты, с которым консультировались краеведы, икона была прострелена из винтовки Мосина. Вполне возможно, что именно отец Михаил во время расстрела держал ее в руках. Пуля прошла рядом с ликом Иоанна Крестителя, но не пощадила хозяина святыни.
– Давайте вместе будем хранить эту память, передавать ее окружающим нас людям, детям и внукам, чтобы имя священномученика Михаила мы призывали в молитвах, и перед нами представал не просто образ, запечатленный на фотографиях и иконописных изображениях, а чтобы перед нами представала личность, человек с совершенно удивительной судьбой и с тем наследием, благодаря которому мы имеем возможность восхвалять Господа, – призвал всех пришедших отец Лаврентий.
Завещание отца
Сергей Мальцев, без помощи которого не было бы мемориала, признается, что шел к этому событию более 30 лет.
– Мой отец, Виталий Сергеевич Мальцев, был директором детского дома в Узяне и параллельно занимался краеведением, – рассказывает он. – Отец собирал различные артефакты, касающиеся заводов Демидова, которые там находились. Он еще в 1980-е рассказывал мне об этом великом человеке, что очень много Михаил Громогласов делал для России – школы открывал, храмы обустраивал. Уже тогда я этим заинтересовался, и где-то за полгода до смерти отец попросил меня посвятить время исследованию жизни и деяний отца Михаила. Я за это взялся, мне было интересно, тем более, что я хотел пополнить документами, артефактами узянский музей имени моего отца.
Во время своих исследований Сергей Витальевич узнал немало о судьбе и делах Михаила Громогласова, и возникло желание увековечить память о нем, обнародовать то, что долго скрывалось в советское время, найти могилу протоиерея и поставить крест на месте его захоронения. Сергей Мальцев подключил к этому делу друзей, земляков, краеведов, бизнесменов и совместными усилиями удалось сделать это благое дело.
Два брата – две судьбы
Мать Владимира Андреева была дочерью родного брата Михаила Громогласова, Николая, который также принял на себя священнический сан – служил в Верхнекизильском, но судьба оказалась к нему чуть более милостивой. Николай Дмитриевич был репрессирован, сослан в Тобольск. В какой-то момент его привезли в Магнитогорск, на стройку, однако, увидев, как потянулись к теплушке, где находился священник, люди из Магнитки и окрестных сел, сотрудники НКВД мигом зацепили теплушку за паровоз и вернули в Тобольск. Дочери же Николая Громогласова, в том числе и мать Владимира Андреева, остались на Магнитострое.
В советское время на семейной истории лежало табу. Однако о Михаиле Громогласове Владимир Алексеевич узнал от своей матери – еще его родители начали заниматься вопросами канонизации несгибаемого протоиерея в России, но тогда это дело не имело продвижения. Большой вклад в восстановление памяти внес другой потомок Громогласовых, племянник Владимира, Александр Савельев.
Владимир Андреев бывал в Узяне, где в 2018 году силами предпринимателя Сергея Мальцева была открыта памятная плита отцу Михаилу. Большая белокаменная церковь, в которой служил его знаменитый предок, разрушена, зато нынешняя церковь располагается как раз в здании школы, основанной Михаилом Громогласовым – таковы прихоти судьбы.
Сохранились здания основанных им школ в Тирляне, Николаевке, здесь и сейчас живут люди, рассказывает Владимир Алексеевич. Сегодня память о несгибаемом протоиерее жива: не только в Узяне, но и на месте расстрела верхнеуральцев в Наурузово, в Белорецке стоят ему памятные знаки. Есть также три иконы с Громогласовым.