В Магнитогорской картинной галерее открылась выставка «Художники Прибалтики». Предлагаем вместе с нами пройтись по залам галереи, посмотреть интересные работы, а заодно узнать о различных техниках графики.
Кусочек Европы
Все представленные здесь 115 экспонатов – из собрания МКГ, пишет сайт “МР-инфо”. По большей части это графика, также можно увидеть несколько живописных полотен, скульптуру и предметы декоративно-прикладного искусства. Директор МКГ Юлия КРИВОШАПКО подчеркнула, что хотя эти работы и участвовали в различных сборных тематических экспозициях ранее, но в таком составе выставляются впервые.
– Делая эту выставку, мы думали о том, что она будет интересна всем жителям и гостям города, потому что дает общее представление об искусстве Прибалтики. Для художников этого края свойственны сдержанные колорит и эмоциональность, и в экспозиции вы все это увидите, – отметила она.
Все эти экспонаты попали в фонды Магнитогорской картинной галереи в 1980-е годы, когда в СССР существовала практика перераспределения предметов изобразительного искусства из Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» по музеям регионов и небольших городов.
Как рассказала главный хранитель МКГ Марина АБРАМОВА, все работы относятся к советскому периоду. Страны Прибалтики последними вошли в состав Советского Союза, незадолго до войны, и первыми вышли из него. На протяжении этого недолгого времени они были своеобразным островком Европы в СССР. В облике прибалтийских городов, в укладе их жизни, даже в пейзажах чувствовалось что-то от европейской провинции. Именно это сочетание «европейскости» и самобытности определило свое, несколько обособленное место прибалтийских художников в советском искусстве. Однако, хотя художники и пользовались известной долей свободы, советская действительность накладывала свой отпечаток, побуждая к актуальной тематике и художественному языку соцреализма.
Однако свою самобытность мастерам Литвы, Латвии и Эстонии сохранить удалось несмотря ни на что. В искусстве художников Прибалтики чувствуется холодная ирония скандинавов, влияние импрессионизма, символизма и экспрессионизма, а отголоски модерна и конструктивизма соседствуют с ярким проявлением национальной романтики, поэтому смотреть работы не может не быть интересно.
Точность штриха
На выставке представлено 87 графических листов. Знакомясь с ними вместе с Мариной Филипповной, мы знакомимся и с многообразием графических техник, которые использовали художники.
Вот линогравюра – основой для работы служит лист линолеума. Работать на нем легко. Есть образцы, которые дополнительно вручную раскрашены гуашью – это придает серийной технике уникальность. Например, такова серия почти лубочных работ Аспазии СУРГАЙЛЕНЕ (Вильнюс). Они символизируют 4 времени суток, но благодаря им мы можем познакомиться и с традиционным костюмом, и с бытом литовской деревни.
А вот цветной офорт латвийской художницы Лолиты ЗИКМАНЕ «Запах яблок». На металлической доске в размер будущего изображения автор сперва тонкой иглой процарапывает контуры будущего рисунка, а затем ему в помощники приходит азотная кислота, протравливая глубже проложенные штрихи. Закрывая лаком уже проработанные участки, автор может проводить травление несколько раз, чтобы добиться задуманной цели. Для того, чтобы получить цветные пятна, лист печатался дважды – сначала черной, потом, уже с другой доски – желтой краской.
Несмотря на кажущуюся сдержанность прибалтов, в работах, посвященных теме семьи, много душевной теплоты. В этом офорте, посвященном воспоминаниям детства, она очень точно передана художницей. Еще одна ее работа посвящена теме дороги. С одной стороны – обычная зарисовка из жизни, но с другой – возможность задуматься: куда мы идем и зачем? Эта метафоричность и многослойность замысла, простота и тонкость намеков, призыв к размышлению свойственны многим прибалтийским авторам.
На выставке немало портретов. К примеру, этот, работы эстонки Марье ЮКСИНЕ, выполнен в сложнейшей технике: сухая игла, акватинта. Это тоже гравюра на металле. Тончайший инструмент позволяет варьировать толщину штриховки от волосяных до плотных линий. А затем, после первого травления, чтобы усилить эффекты, художник набрызгивает сверху рисунка канифоль, после протравки оставляющую свой след на металлической доске и дающую при печати мягкую, зернистую фактуру, переходы тонов.
Гравер из Риги Рута ОПМАНЕ работает в технике литографии. Основой для ее работ служит литографский камень, на котором специальным литографским карандашом наносится изображение, затем камень опускают в кислоту, чтобы протравить открытые места. А уже после окончания работы на камень накатывается краска, чтобы под прессом сделать оттиск на бумаге. Известняк, который используют для этого, может быть разной фракции – и мелко- , и крупнозернистым, и от этого зависит фактура изображения. Если на офортах или резцовой гравюре мы видим точные, четкие штрихи, то литография – техника, позволяющая достичь мягкость рисунка. Три ее листа из цикла «Моя родина» посвящены живописным латвийским местечкам.
Без пейзажей не могла бы обойтись эта выставка – здесь и море, и леса, озера, которыми полон край, а в них – размышления о пути человека, его корнях и будущем.
Художница из Клайпеды Ирэна КАЧЯНАУСКАЙТЕ и сама бывала в Магнитогорске, когда здесь в 1979 году проходил III пленум Союза художников, решивший возобновить традицию творческих десантов на стройки века 1930-х годов. Ее работа, посвященная Магнитке, тоже хранится в фондах, но здесь мы видим более фантазийные, полные мелких деталей автолитогравюры (то есть, сам автор и гравировал, и печатал, что встречается далеко не всегда – чаще автор лишь рисует эскиз, а все остальное выполняет другой специалист).
Литовец Статис КРАСАУСКАС был известен всему Советскому Союзу как иллюстратор книг, художник-плакатист, самая известная его работа – девушка с волосами-ветвями, что стала символом журнала «Юность». На выставке мы можем увидеть его гравюры из серии «Стремление» – аллегории творческого порыва человека, выполненные в технике обратного офорта, когда основной фон остается черным, а тонкие белые линии на нем лаконичны и выразительны.
Этот стенд посвящен искусству экслибриса – отдельному жанру графики. Это книжный знак, который обладатели больших библиотек ставят на форзацы своих книг, чтобы они не затерялись. Такие изысканные печати с фамилией владельца специально заказывались художникам. Сейчас, в век электронных книг, это искусство, к сожалению, теряет свою актуальность, но насладиться изящными образцами экслибрисов у нас есть возможность.
Янтарные дары
Однако зал богат не только графикой. Уже на лестнице встречает нас барельеф из кованой меди «Утренняя зарядка» работы литовской художницы Ниеле ГАЙГАЛАЙТЕ. В трех юных грациях работники музея увидели образ самих прибалтийских республик.
Центральное живописное полотно экспозиции – «Народная песня» латвийской художницы Джеммы СКУЛМЕ – сдержанный колорит, коренастые фигуры женщин в народных костюмах символизируют национальный характер. А в работе ее земляка Ламдота МУРНИЕКА «Сабиле» мы чувствуем дыхание Европы – люди, искушенные в искусстве, явно почувствуют отсылки к Питеру Брейгелю.
Отдельного внимания заслуживают предметы декоративно-прикладного творчества. Интересны представленные на выставке панно. Все они выполнены в сдержанных, природных цветах и, порой, кажется, не менее графичны, чем гравюры по соседству.
Есть здесь и керамика – и вновь строгость цветов – белый, коричневый, синий, черный… Но какая интересная игра с формой и декоративным решением оформления! И конечно же какая Прибалтика без янтаря? Кольца и подвески, браслеты и декоративные мозаики из этого яркого камня внесут немного солнца в нашу осень.
Поторопитесь! Увидеть работы прибалтийских мастеров можно только до 2 октября!
Похожие материалы
Фото Динара ВОРОНЦОВА
искусство из стран, занимающихся глорификацией нацизма и ущемлением прав русскоязычных “неграждан”? “с кем вы, мастера культуры?”