Ансамблей дружный разговор. Музыкальный форум открывает дорогу новым молодым дарованиям

IV Международный конкурс-фестиваль камерно-ансамблевого исполнительства имени Татьяны Гайдамович собрал большое число исполнителей.
Подготовленная ими программа включала произведения из разных эпох и стилей большого формата. Жюри оценивало участников конкурса в следующих номинациях: камерные ансамбли с участием фортепиано и струнных смычковых инструментов, камерные ансамбли с участием фортепиано и деревянных духовых инструментов, фортепианные дуэты, трехструнные квартеты, ансамбли духовых инструментов и вокально-инструментальное исполнительство в ансамбле.
Наши не подкачали
Во второй тур прошли наиболее яркие исполнители, среди которых оказался и магнитогорский дуэт Полина Медведева (кларнет) и Арина Смолина (фортепиано), класс доцента МаГК Ольги Гвенцадзе. Арина в 2012 году с отличием окончила музыкальный колледж при Челябинском институте искусств. После двух лет обучения в Южно-Уральском институте искусств имени Чайковского продолжила повышать свое мастерство в Магнитогорской государственной консерватории у профессора Елены Трофимовой. За эти годы стала лауреатом международных конкурсов имени Марии Юдиной в Санкт-Петербурге и «Русский музыкальный лад» в Новосибирске. Полина окончила Магнитогорскую консерваторию, она ученица профессора МаГК Татьяны Якименко, в 2005 году стала лауреатом IV Всероссийского конкурса духовых и ударных инструментов в Оренбурге, в этом году поступила в ассистентуру-стажировку в класс камерного ансамбля доцента МаГК Ольги Гвенцадзе. Успешно исполнив сонаты для кларнета и фортепиано Хоффмайстера, Рейнбергера, Гречанинова и Гуаставино, девушки стали дипломантами конкурса.
В четыре саксофона
Полный зал во время второго тура прослушиваний собрал квартет саксофонистов из Мюнхенского университета музыки и исполнительского искусства (Германия). Клаус Хирклуш (сопрано), Рикарда Фусс (альт), Клаудиа Йопе (тенор) и Юре Кнец (баритон) очень слаженно сыграли произведения Глазунова и Леви. Их соотечественник, член жюри Албер Конрад был доволен выступлением немецкого квартета:
– Мне понравилось, что соревнуются не отдельные исполнители, а ансамбли – дуэты, трио и квартеты. Среди конкурсантов хотел бы выделить трио из Москвы, в составе которого выступали студенты Московской государственной консерватории. Достойно сыграл квартет саксофонистов из Мюнхенского университета музыки. Поразила теплая атмосфера конкурса, ректор Магнитогорской консерватории Наталья Веремеенко встретила нас так сердечно, что мы почувствовали себя членами одной большой семьи. Еще до начала конкурса для нас была организована экскурсия на Магнитогорский металлургический комбинат. Мы успели посмотреть основные достопримечательности города, особенно впечатлил красивый храм. Вообще по России я ездил лет двадцать пять назад, когда учился у профессора Виталия Маргулиса в Санкт-Петербурге, побывал в Самаре и Ташкенте, играл на фортепиано в Москве и Санкт-Петербурге. Сейчас в Магнитогорске конкурсанты показали высокий уровень, в консерватории была необыкновенно дружелюбная атмосфера.
Совпадение вкусов и решений
На торжественном закрытии конкурса были оглашены итоги. Звание лауреатов четвертой степени получили два фортепианных дуэта – Алина Шернякова и Екатерина Березань из Российской академии музыки имени Гнесиных, Анна Фунтикова и Екатерина Михайлова из Казанской государственной консерватории. Обладателями премий третьей степени стали дуэт – Мадара Лиепиня (скрипка) и Даумантс Лиепиньш (фортепиано), студенты Латвийской академии музыки имени Витола, и трио – Андрей Решетник (фортепиано), Полина Красовская (скрипка), Дарья Земская (виолончель), студенты Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Римского-Корсакова. Второе место жюри присудило трио Московской государственной консерватории – это Дмитрий Яновский (фортепиано), Галина Мальян (виолончель), Андрей Оганесов (скрипка). Звания лауреатов первой степени и победителей конкурса получили квартет саксофонистов из Германии и фортепианный дуэт AVENTURE PIANO DUO – Ада Горбунова и Виталий Гаврук из Московской государственной консерватории, обладатели высших наград нескольких международных конкурсов, проходивших во Франции, России, Италии, Бельгии.
Нам удалось поговорить с Адой и Виталием за несколько минут до их выступления на заключительном концерте лауреатов, и первое, о чем мы спросили, – что побудило молодых музыкантов приехать в Магнитогорск.
– У нас отношение к конкурсам как к праздникам, поэтому мы не акцентируем внимание на том, где они проходят. Имя Татьяны Гайдамович много для нас значит, поэтому мы решили принять участие в магнитогорском международном конкурсе, – дружно ответили москвичи.
– Когда я учился в музыкальной школе в Кишиневе, – добавил Виталий, – многие одаренные ребята вместе со своими педагогами ездили в Суздаль. По их рассказам я понял, какой величиной является Татьяна Гайдамович. В Московской консерватории я попал в класс профессора Александра Бондурянского и могу сказать, что традиции ансамблевого исполнительства, ею заложенные, у нас в консерватории поддерживаются.
– Есть у вашего дуэта любимые произведения?
– Их несколько, но знаковыми для нашего дуэта стали «Симфонические танцы» Рахманинова. Вообще мы стараемся играть то, что нам нравится, пока что это у нас получается. Мы исполняем и симфонические переложения, и пьесы, написанные специально для фортепиано.
– Как сложился ваш дуэт?
– Мы учились в консерватории на одном курсе, были друзьями. на пятом курсе так сложилось, что камерные ансамбли, в которых мы раньше играли, ушли в тень. И прямо перед государственным экзаменом мы объединились.
– Для создания ансамбля обязательно иметь такие вот дружеские отношения и общие вкусы?
– Необходимо иметь и дружеское, и музыкальное понимание, чтобы вкусы совпадали. Если все время спорить, то ни к какому результату прийти невозможно. Фортепианный дуэт – два равнозначных по профессиональному уровню музыканта, разные по темпераменту, но если один из исполнителей слабее, ансамбль обычно разваливается.
– Вы рассчитывали быть сильнейшими в этот раз?
– На победу мы надеемся всегда, но цель ставим – просто хорошо сыграть, чтобы доставить удовольствие публике.
– Были ли у вас достойные соперники?
– Не можем судить, потому что на конкурсах мы стараемся концентрироваться на себе и не слушать других – для нас это психологический момент. В свободное от прослушиваний время мы с удовольствием осмотрели ваш город. Побывали в картинной галерее, краеведческом музее, увидели почти все главные улицы, посетили «Лакомку» и даже успели съездить на озеро Банное. Мы, кстати, умеем кататься на горных лыжах и, может, когда-нибудь попробуем вашу трассу.
– Какие впечатления оставил у вас только что закончившийся конкурс?
– Очень приятные, особенно от Магнитогорской консерватории, мы не ожидали, что здесь будет такая атмосфера – дружелюбная, творческая. Мы общались с участниками и на время стали частью консерватории – ели в столовой, познакомились с вашими интеллигентными студентами, и мастер-классы были организованы хорошие – в общем, нам было чему поучиться.
Планетарный масштаб
Одним из приятных моментов для победителей стало не только вручение наград, но и оглашение того факта, что четыре лучших ансамбля получают право выступить на сцене Московской консерватории имени Чайковского по абонементному расписанию на 2016–2017 годы. В заключение конкурса председатель жюри Александр Бондурянский адресовал теплые слова и его организаторам, и магнитогорской публике, которая так тонко реагировала на все выступления, что для жюри становился очевидным выбор победителей:
– Когда что-то проводится в первый раз, и довольно удачно, – это случайность, при повторном успехе – везение, в третий раз уже можно говорить о традиции. Но вот когда мы провели на таком хорошем уровне четвертый конкурс – это уже означает, что Магнитогорск и его консерватория стали еще одним крупным центром ансамблевого исполнительства в масштабах всей планеты.
Exit mobile version