На проходившем в стенах Магнитогорской государственной консерватории ХХI Российские педагогической ассамблеи искусств – мероприятии, семинары и курсы повышения квалификации плавно переходили в концерты солистов и творческих коллективов, выступления фольклорных ансамблей, театральные показы, хореографические постановки. Прелюдией ко всем этим разнообразным формам стало пленарное заседание, которое состоялось после торжественного открытия ассамблей.
«Музыка как судьба»
Первые научные доклады были посвящены народным мотивам в творчестве Георгия Свиридова, чей юбилей отмечают в этом году. Профессор Московской консерватории Вячеслав Щуров рассказал о своих встречах с великим русским композитором во время выступлений в составе хора Минина, и позже, когда он делал несколько музыкально-этнографических концертов «Поют и играют народные инструменты». Георгий Васильевич ходил на эти выступления и делился своими впечатлениями. «Это был глубоко русский человек, художник, большой ценитель народного искусства», – такими словами профессор Щуров завершил свой доклад.
Мемуарам Свиридова посвятила выступление доктор искусствоведения, профессор Сабина Закржевская. О нравственном начале, духовной и патриотической темах в творчестве Георгия Васильевича рассказали в своих докладах доктор педагогических наук, профессор Алевтина Недосекина, доктор искусствоведения, профессор Ольга Урванцева, кандидат искусствоведения, доцент Ирина Неясова.
Сохранить живую традицию
Не смешивать настоящий русский фольклор с псевдонародными песнями призвал в своем выступлении преподаватель МаГК Антон Масленников, отметив, что в наше время традиции нарушены: уже не найдешь маму, которая бы напевала малышу колыбельные; дети знают не больше двух-трех русских народных сказок, не говоря о потешках, прибаутках, считалках; в детском саду ребенок оторван от семьи, нет живого общения; старшее поколение потеряло авторитет.
Говоря о фольклоре, Антон разделил его на четыре аспекта: этнографический, который является обязательным элементом обряда, его носители выступают в подлинных одеждах, играют на жалейках, гуслях; аутентичный, где преемственность искусственна, собиратели записывают песни от информатора, а потом их исполняют; сценический, с которым обычно связаны выступления хоров, самодеятельных коллективов, которые представляют стили разных регионов; наконец, четвертый – стилизованный, на нем различные эстрадные рок-поп-фольк-группы попросту зарабатывают деньги, тем самым разрушая истинную народную культуру. Задача истинного фольклориста, по мнению докладчика, – сохранять и оставлять народные песни в неизменном виде.
«Беседа с собственным пением»
Так назвал свой семинар «Традиции русского народного творчества Урала и Сибири в системе местных традиций уральского фольклора» Вячеслав Щуров. Его особенностью стал постоянный переход от научных тезисов к пению. Разговор зашел об истории Урала – освоение его проходило в форме монастырской колонизации земель вокруг Перми, именно здесь и стали закладываться древние уральские традиции.
Ведущий семинара отметил, что русская песня – это не только напев, но и красивейшее слово, особая символика, в которых выразились и образная природа, и народные традиции. Например, оренбургского казачества, чьи песни Щуров записал в Казахстане и даже в Мордовии, – таким образом народ передавал из уст в уста казачье наследие. Во второй половине выступления докладчик рассказал о своей экспедиции в Сибирь, где было записано много пронзительной красоты народных произведений, которые вошли в затем выпущенный Шуровым сборник «Песни Нижней Тунгуски».
«Сине моречко всколыхалося…»
Ярким свидетельством того, что фольклор живет не только в научных докладах, стал праздник народной песни на большой сцене Магнитогорской консерватории под руководством Антона Масленникова. В нем приняли участие десять фольклорных коллективов и одна солистка из Тюмени. Первым на сцену вышел ансамбль из Миасского колледжа искусств «Особинка» с песнями о Ване-купце и «Как во поле…» Его сменила «Купала» из системы профессионального образования нашего города, прозвучали песни, собранные в результате экспедиций в Свердловской, Челябинской областях и Чесменского района. Жизнерадостную ноту внесло совместное выступление детского хора русской песни «Виноград» и ансамбля «Синтетюриха» из ЦЭВД «Камертон». Солисток из «Дубравушки» под руководством Эльмиры Калугиной сменил ансамбль казачьей песни из Кирсы «Разгуляй». Свое искусство исполнения народной песни показали будущие магистры и бакалавры кафедры этнографии Челябинской академии культуры и студенты музыкального колледжа при МаГК. Сибирячка из Тюмени Ярослава Севастнович исполнила песню черниговских переселенцев «Ты запой, соловей…» Зажгли публику своим задором магнитогорский ансамбль «Станичники» (Дом дружбы народов) и фольклорный ансамбль из Чебаркуля, исполнивший «Краснинскую кадриль» под свирель, балалайку и баян. В завершение концерта все десять певческих коллективов вышли на сцену.
«Россия богата песнями»
С профессором Вячеславом Щуровым мы поговорили после выступлений фольклорных коллективов. Участие в магнитогорских ассамблеях и выступления исполнителей русской народной песни оставили у него приятные впечатления:
– На концерте в Магнитогорске я услышал много нового. Россия богата песнями, любая экспедиция всегда приводит к появлению интересного материала либо новых песен, либо вариантов уже знакомых. Интересно выступили ваши «Станичники», очень хороший коллектив. Хотел бы выделить ансамбль из Кирсы, полные голоса, естественно поют, все хорошо звучало. Всегда радует такая красота: с одной стороны – опытные, знающие люди, с другой – по-народному звонкая молодежь, которая к ним подтягивается. Думаю, в этом помогают хорошие воспитатели и учителя, такие, как Антон Масленников – человек, влюбленный в свое дело. Они после концерта пойдут на вечерки – будут танцы, песни, новые движения, поэтому праздник фольклора сегодня еще долго будет продолжаться.
– А у вас есть сборник, посвященный уральским песням?
– У меня есть песни, посвященные казакам, проживающим вокруг Уральска и на территории Казахстана, этот материал я выпустил совместно с еще одним автором, преподавателем Уральского университета. А еще я составил сборник по фольклору, собранному в районе Чебаркуля, по границе с Башкортостаном, с Казахстаном, под Магнитогорском, отдал эти материалы Александру Никитину, он должен был выпустить их в печать, но, к сожалению, так и не успел. Где сейчас находятся эти записи, не знаю.
– Скажите, есть кому продолжать традиции русского народного пения?
– К сожалению, в селах это угасает, становится все труднее собирать материалы по фольклору. Старшие уходят из жизни, а молодежь из сел разбегается. Но зато это богатство перекочевало в город. Есть прекрасные любительские коллективы, изучают русскую народную песню в колледжах и в консерваториях. Сейчас вся Россия поет, жаль, что это не транслируется по радио и телевидению, а остается только на концертной эстраде. Но это искусство ценимо, оно живет, звучат песни старинные, даже древние. В послевоенные годы, когда села восстали из пепла, песня звучала и на улице, и на посиделках, и на праздниках. Мы успели все это записать, я сейчас выпускаю сборник за сборником, готовлю новые материалы к изданию. Этими сборниками пользуются молодые преподаватели, народные песни можно услышать со сцены. Приятно, что фольклор сейчас звучит в молодых голосах благодаря тому труду, который мы приложили.
Фото Елена ПАВЕЛИНА