Какими должны быть современные учителя: теми, кто руководствуется принципами традиционной педагогики, или новаторами?
Этот вопрос волнует не только самих педагогов, но и родителей учащихся. Ведь нынешние школьники перегружены уроками, учителям же важен результат, выражающийся в положительных оценках.
Хорошая успеваемость в классе – и учитель хорош, нет – значит, недоработал. Но допустимы ли «все способы» в погоне за знаниями? На этот и другие вопросы в очередной раз пытались найти ответы приверженцы гуманной педагогики на региональных педагогических чтениях, прошедших в Магнитогорске. Кто-то назовет их новаторами, но сами себя эти учителя считают приверженцами классической педагогики, которая опирается на идеи великих педагогов – Ушинского, Макаренко, Сухомлинского, стремившихся к формированию личности каждого ребенка и раскрытию их талантов.
Тема нынешних педагогических чтений, собравших более сотни педагогов и родителей учеников из многих городов Челябинской области и Башкортостана, включая Уфу, звучала так: «Воспитываться в моральном климате памяти». А лейтмотивом стало высказывание выдающегося мыслителя двадцатого века академика Дмитрия Лихачева: «Совесть – это, в основном, память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. Но если совершенное не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. Без памяти нет совести. Вот почему так важно воспитываться в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной». Напутствовать педагогов пришли представители управления образования администрации Магнитогорска во главе с Александром Хохловым, директор института педагогики, психологии и социальной работы МГТУ Ольга Гневэк, также ставшая приверженцем гуманной педагогики, ориентированной на личность ребенка.
Приехавшие на чтения педагоги обменивались собственным опытом, делились открытиями. Они в очередной раз сошлись во мнении, что нынешнее подрастающее поколение – другое. Это дети «индиго», «дети света». Юное поколение чуть ли не с рождения разносторонне развито: могут, что называется, петь, рисовать и танцевать одновременно, открыты для знаний и готовы их поглощать. При этом свободны и не терпят давления со стороны взрослых. Психологи их называют гиперактивными. Методы авторитарной педагогики, которыми руководствуется большинство учителей, здесь не подходят. А потому нередко такие ученики не попадают в разряд «успевающих».
Успевающий ученик должен в короткое время освоить заданное учителем. Между тем тот, кто не успевает освоить что-то одновременно со своим классом, зачастую бывает особо восприимчивым ребенком и испытывает двойной стресс: во-первых, от того, что не поспевает за всеми, во-вторых, из-за того, что преподаватель повышает на него голос, говорят гуманные педагоги. Понятно, что учителю некогда заниматься с такими «особенными» детьми. Да он и не готов к этому.
Не случайно на мероприятии учителя-гуманисты говорили не о том, что они гордятся своими лучшими учениками, а о том, что гордятся слабыми, которых сделали сильными. Рассказывали, как вместе с детьми идут к школьному предмету, а не приходят к детям со своим предметом.
Между тем на гуманизацию образования обращают внимание уже и на правительственном уровне. В федеральном законе об образовании также прописано понятие «гуманизация образования», а манифест гуманной педагогики одобрен Министерством образования и науки России. Вот только сторонников педагогики, главный смысл которой – «Не навреди», все еще не так много. Из сотни участников педагогических чтений магнитогорцев было лишь девятнадцать.
Фото Центр гуманной педагогики