Логическим продолжением выставки из коллекции живописи Русского музея «Спасибо, Урал!» стала презентация работ из фондов Челябинского государственного музея изобразительных искусств «Шедевры русской графики XIX–XX веков», организованная в Магнитогорске при поддержке областного министерства культуры.
И вновь в экспозиции Иван Шишкин, Илья Репин, Владимир Маковский, а также Виктор Васнецов, Валентин Серов, Павел Брюллов, Василий Поленов, Роберт Фальк и множество других громких имен, навсегда вписанных в историю изобразительного искусства. Всего на выставке представлено 64 работы.
Экспонирование в Магнитогорске челябинской коллекции – важный факт, говорящий о развитии содружества двух художественных музеев Южного Урала.
– Мы отобрали для Магнитогорска лучшие графические листы, – сказал на торжественном открытии выставки директор Челябинского государственного музея изобразительных искусств Станислав Ткаченко. Вместе с ним в Магнитогорск приехали специалисты, участвовавшие в подготовке экспонатов к «путешествию».
В перечень подготовительных мероприятий входили реставрация, оформление, упаковка, а также работа с транспортной компанией. Вообще перевозка и экспонирование произведений графики – дело особо тонкое, ведь выполнены они на недолговечном «бумажном носителе», и к их хранению предъявляются самые строгие требования. Но, несмотря на это, шедевры привезены, и у магнитогорских ценителей искусства появилась уникальная возможность увидеть их в нашем городе.
Среди экспонатов есть признанные шедевры. Например, репинский «Портрет Марии Левенфельд» – одна из вершин портретной графики великого русского художника, «покоренная» им всего за один сеанс. Или «акварельные гимны русским женщинам» от виртуоза акварельного портрета Петра Соколова, исполненные в нежнейших прозрачных полутонах. Когда-то эти изображения считались в высшем обществе атрибутом жизненного успеха. Поэтому благодаря Петру Федоровичу мы можем познакомиться с целой галереей образов под названием «Пушкинская эпоха в лицах». К тому же его кисти принадлежат и три прижизненных портрета самого Александра Сергеевича.
А вот и «Сваха» Ильи Репина из его серии острохарактерных народных типажей. А по соседству – столь же тонко прорисованный карандашный женский профиль от непревзойденного портретиста Валентина Серова, известного тем, что к каждому живописному произведению он делал десятки, а то и сотни эскизов, продумывая каждую мелочь будущего произведения. «Каждый портрет для меня – целая болезнь», – говаривал Валентин Александрович.
Шишкинские пейзаж и карандашные наброски сосен и елей, его бесподобные «Овцы», «манерные» эскизы Роберта Фалька, потрясающий пастельный женский портрет Константина Маковского и набросок кисти его брата – замечательного русского жанриста Владимира Маковского, грандиозный «Пейзаж со скалами» Константина Богаевского, архитектурный проект церкви Павла Брюллова… Это лишь малая толика всего, что смогут оценить посетители выставки «Шедевры русской графики XIX–XX веков», которая будет гостить в Магнитогорске до 23 января.
Елена КУКЛИНА
Фото Динара ВОРОНЦОВА