Эти прохиндеи «всеядны», им все равно, кого обманывать – старушку-пенсионерку или бизнесмена. Результат один: облапошенный подсчитывает убытки, а мошенник – прибыль.
В последние две недели ловкачи, которые орудуют в нашем городе, словно робин гуды, решили обдирать предпринимателей. Они представляются сотрудниками Объединения защиты прав потребителей, предлагают владельцам малого бизнеса приобрести пакет документов для оформления «Уголка потребителя», так как этого требуют новые изменения в законодательстве. При этом «представители ОЗПП» заявляют, что такая покупка гарантированно оградит предпринимателя от каких-либо проверок в течение трех лет.
Многие бизнесмены верят подобным россказням и принимают предложение, ведь отсутствие проверок на такой длительный срок – привлекательный бонус к пакету документов, который стоит всего две или три тысячи рублей. Но нашлись и те, кто засомневался в законности сделки, и в Объединение защиты прав потребителей посыпались жалобы и вопросы.
– К нам стали обращаться предприниматели из сфер услуг, общепита, торговли, – рассказал председатель ОЗПП Владимир Зяблицев. – За две недели мы получили 14 жалоб от пострадавших, которым было «предписано изменить уголок». Некоторые объясняли свои действия тем, что готовы отдать хоть 10 тысяч рублей, лишь бы не было проблем с проверками. Мы предлагаем всем пострадавшим обратиться в органы внутренних дел.
Однако, как отметил Владимир Иванович, подвести действия ловкачей под состав уголовного преступления довольно сложно. Разрабатывая свои схемы, мошенники опираются на то, что бизнес не любит обращаться в правоохранительные органы, чтобы лишний раз «не светиться» самому, кроме того, предприниматели – люди занятые и, поняв, что их обманули, просто спишут потраченную сумму в убытки.
– Мы предупреждаем предпринимателей, что таким родом деятельности, как реализация «Уголка потребителя», не занимаемся, –
обращает внимание Владимир Зяблицев. – Приобретение пакета документов у неизвестного лица не может освобождать бизнесмена от проверки федеральными органами государственной власти. Кроме того, в действующем законодательстве такое понятие, как «Уголок потребителя», не существует. Есть право потребителя на информацию и обязанность хозяйствующего субъекта, реализующего товары или оказывающего услуги, эту информацию наглядно донести. Такая информация может быть сформирована в «Уголок потребителя», а может быть «разбросана» по всему залу. Мы призываем предпринимателей быть внимательными и проверять личность пришедшего якобы от нас сотрудника, обратившись по телефонам ОЗПП: 26-07-36 и 26-03-93. Такая же внимательность требуется и от всех горожан. Мошенничество появляется в различных формах. Сегодня используют наш бренд, завтра – какой-то другой.
Нередко мошенники представляются специалистами Роспотребнадзора, инспекторами пожарной охраны или налоговой службы. Запросто могут прикинуться и социальными работниками, сотрудниками Пенсионного фонда или компанией, которая печется о качестве воды.
Схема действия у мошенников одна: чтобы заставить человека приобрести их товар или услугу, нужно получить квоту доверия. В Объединении защиты прав потребителей немало жалоб на жуликов, которые представляются соцработниками, проводят собрания с жильцами домов и рассказывают о существовании неких мифических программ, призванных заботиться о пожилых, и не только, людях. В рамках «программы» предлагается купить «задешево», а на самом деле втридорога медицинское оборудование. Реализуя подобные приборы, мошенники прикидываются и представителями ближайшей городской поликлиники.
Нередко горожане обращаются в ОЗПП с жалобами на водоочистители. Мошенники, вводя магнитогорцев в заблуждение обманными «опытами» по проверке качества воды, навязывают пекущимся о своем здоровье гражданам установку водоочистителей за десятки тысяч рублей.
Поступали жалобы на мошеннические действия неизвестных лиц и в Пенсионный фонд. Люди ходят по квартирам, представляются сотрудниками фонда, рассказывают о способах государственного пенсионного обеспечения и предлагают плохо разбирающимся в пенсионной реформе гражданам подписать договоры о переводе накопительной части пенсии в негосударственные пенсионные фонды. Кроме того, «агенты» просят показать СНИЛС, фотографируют документ с целью перерегистрации без ведома его владельца, который потом с удивлением узнает, куда «уплыла» накопительная часть его пенсии.
Участились случаи мошенничества с банковскими картами, когда владельцу поступает звонок с предупреждением якобы из банка, что карта заблокирована. Предлагается для разблокировки назвать пин-код, и доверчивые граждане тут же лишаются денежных средств.
Можно ли назвать мошенническими действия одной из компаний интернет-связи, не знаем, но уж нечистоплотными – точно. Чтобы заманить к себе клиента, компания-провайдер рассылает жильцам многоквартирных домов уведомления о получении посылки, точь-в-точь почтовые. Внизу – телефон для справки. Позвонивший уже попался: в компании остался номер его телефона, по которому начинают звонить и надоедать операторы интернет-связи, агитируя подключить пакет услуг. Если это не срабатывает, навязчивый сервис постучится к вам домой. Более того, данный интернет-провайдер устанавливает свое оборудование в многоквартирных домах в нарушение желания жильцов, законодательства РФ и собственного договора с управляющей компанией.
Все мы не защищены от мошеннических действий представителей сомнительного рода компаний или телефонных мошенников, если начинаем терять бдительность. Но как оградить себя от этого беспредела? Несколько советов дал Владимир Зяблицев:
– Для начала необходимо попросить представить удостоверение сотрудника и предложить дать более подробную информацию об организации. Далее нужно сделать телефонный звонок в эту организацию. В частности, с банковскими картами проблему можно решить именно с помощью одного звонка. Стоит позвонить и в банк, выяснить судьбу своей карты и убедиться, что на самом деле все в порядке. Если вам предлагают что-то купить или установить, не соглашайтесь сразу, сделайте паузу, подумайте над предложением. Ведь если оно не мошенническое, то завтра и послезавтра останется в силе. Практика показывает: если к вам пришли домой, это уже повод насторожиться, чаще всего так действуют мошенники.
Лидия ГРАНИШЕВСКАЯ
Фото Дарья ЗИГАНШИНА