Какая женщина поставила памятник Петру Первому, как разгоняли первую демонстрацию рабочих, и чего хотели от Горбачева гэкачеписты, рассказывает «МР-инфо».
Памятник Петру
18 августа 1682 года на престол Царства Русского вступил Петр 1. Он стал последним царем всея Руси и первым Императором Всероссийским. Он первым из русских царей совершил длительное путешествие в страны Западной Европы. По возвращении из него Петр развернул масштабные реформы российского государства и общественного уклада. А через 100 лет после того, как Петр 1 взошел на престол, в Санкт-Петербурге состоялось открытие памятника в его честь. Изваял «медного всадника» французский скульптор Этьен Морис Фальконе. За несколько дней до открытия монумент обнесли полотняной оградой пятисаженной высоты с изображением гор и скал. 18 августа 1782 года с утра шел дождь, но он не помешал собраться на Сенатской площади значительному количеству людей. К полудню облака рассеялись. На площадь вступила гвардия. Военным парадом управлял князь Голицын. По сигналу Екатерины II ограда упала, открыв «изумленным очам зрителей Петра на коне». Надпись на камне гласила: «Петру Первому Екатерина Вторая». После пушечного и ружейного салютов последовал парад войск. Памятник из бронзы, а нынешнее наименование – «Медный всадник» – он получил после поэмы Пушкина.
Разгон челобитчиков
18 августа 1787 года в Петербурге состоялась первая в истории России рабочая демонстрация — 400 строителей, занятых на отделке берегов Фонтанки, принесли жалобу Екатерине II на своего нанимателя Долгова. По приказу императрицы пикетчики были разогнаны. Вот как гласит документ тех времен: “Поутру явились на площади против Зимнего Дворца 400 мужиков, присланных депутатами от 4.000 рабочих, находившихся при отделке берегов Фонтанки, с жалобой на подрядчика Долгова, крайне их притеснявшего. Собравшись на площади мужики тотчас дали знать о себе, что они не простые зрители, а челобитчики. Всякий раз, когда случалось какой-нибудь даме подойти в комнатах государыни к окошку, они, принимая ее за императрицу, кланялись низко и показывали в руках жалобу. Екатерина, узнав о сем, изволила посылать к ним нескольких особ, одну за другою, которые обнадеживали их от имени её высочества в скорым удовлетворением их просьбы, с тем только, чтобы они разошлись и отнюдь бы толпою праздно на площади не собирались. Но средство сие не возымело желаемого действия. Мужики упорно настаивали на том, что хотят просить сами государыню (…). Пополудни удалось захватить из них 17 человек, кои были за караулом отправлены в уголовный суд с тем, чтобы были осуждены в учинении скопа и заговора. Сие увидя, прочие немедленно разбежались”.
Форосские гости
18 августа 1991 года в Форосе в своей резиденции по приказу членов ГКЧП был взят под домашний арест президент СССР Михаил Горбачев. Так начались события августа 1991 года, получившие название августовского путча. Если верить различным источникам, в тот день события в Крыму развивались следующим образом. В 16:32 по московскому времени на территорию объекта «Заря», где находилась президентская дача, въехал кортеж, состоящий из пяти черных «Волг». Охрана, увидев среди прибывших руководителя Службы охраны КГБ СССР генерал-лейтенанта Юрия Плеханова (это именно он дал команду перекрыть выход) и других высокопоставленных лиц, беспрепятственно пропустила визитеров, и они направились к дому Горбачева. Кроме Плеханова, на дачу Горбачева в Форосе пожаловали секретарь ЦК КПСС Олег Шенин, заместитель председателя Совета обороны страны Олег Бакланов, заместитель министра обороны Валентин Варенников и руководитель аппарата Президента СССР Валерий Болдин. Позже, когда дело о путче было под следствием, вся компания «форосских гостей» была единодушна в том, что поездка в Форос предпринималась исключительно в двух целях. Первая – открыть глаза Президенту на развал Советского Союза, усугубление кризиса, неконтролируемую обстановку. И вторая – убедить его в необходимости принятия решительных мер, вплоть до чрезвычайного положения в стране.