Наверное, каждый из нас согласится с тем, что с помощью фольклора и произведений великих национальных композиторов человек с малых лет впитывает в себя дух той земли, на которой он родился.
Музыкальные ощущения родины у нашего поколения начинали формироваться с колыбельной матери, а затем с дружного хорового исполнения звонких детских песен вроде «Края родного» Дмитрия Кабалевского. Взрослея, мы постигали национальное величие Чайковского, Рахманинова, Прокофьева, Шостаковича, того, что создала в XIX веке «Могучая кучка» – творческий союз композиторов, которые свою цель видели в воплощении русской национальной идеи в музыке. У кого из нас не дрогнет сердце при исполнении «Патриотической песни» Михаила Глинки. Спустя более чем полтора века после ее создания она послужила музыкальной основой для создания государственного гимна РФ, который звучал с 1990 по 2000 год без текста, но говорил о наших патриотических чувствах больше, чем слова. Символично, что «Патриотическая песня» была исполнена и на инаугурации Владимира Путина в качестве Президента России 7 мая 2000 года. Для нас же, магнитогорцев, гимном стало произведение Александры Пахмутовой и Николая Добронравова «Магнитка», и мы с удовольствием исполняем его на больших и торжественных праздниках. Накануне Дня народного единства мы поговорили с начинающими и уже известными музыкантами города о том, какое место в их творческой жизни занимает патриотическая музыка.
Анна ЯКОВЛЕВА, студентка МаГК, победительница III областного конкурса «Панорама педагогических достижений»:
– Патриотическая тема в нашей вокальной студии «Седьмое небо» Дворца творчества детей и молодежи, где я веду занятия, звучит постоянно. Не случайно свой открытый урок на областном конкурсе я назвала «У каждого из нас своя Россия». Прежде всего я спросила у своих воспитанников, что значит для них слово «Россия». «Родина, семья, дом, родная природа», – ответили дети. В числе любимых композиторов прозвучали имена Чайковского и Рахманинова. В качестве основного произведения, которое требовалось разучить, я взяла песню Игоря Шаферана и Павла Аедоницкого «Красно солнышко». На мой взгляд, в произведениях советских композиторов наиболее искренне и душевно выражена любовь к родине, а вот в современных композициях много наносного, искусственного, что не вызывает ответных чувств у слушателя. Со своим ансамблем мы также с удовольствием разучиваем эстрадные обработки русских народных песен, исполняем их на различных областных, всероссийских и международных конкурсах. Это тоже воспитывает в детях гордость за свое искусство, свой город, где они смогли научиться понимать и исполнять качественные музыкальные произведения.
Надежда АРТЕМЬЕВА, руководитель камерного хора концертного объединения:
– У нас есть целый цикл концертов, отражающих историю государства Российского в музыке, – со времени крещения Руси до строительства первых пятилеток и полета Юрия Гагарина. Один из них – «Виват Россия!» – посвящен подвигам русских воинов. Музыка не раз на протяжении истории нашей родины становилась символом восстановления, помогала объединить усилия народа. Наиболее мощными в этом плане произведениями, которые мы исполняем вместе с хором, стали кантата «Александр Невский» Прокофьева, отрывок из оперы Глинки «Иван Сусанин», песня «Гибель «Варяга», сочинения Чайковского. Эмоционально воспринимают школьники и взрослые нашу программу «По дорогам войны» – музыкальный рассказ о подвигах бойцов и тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны. Не раз мы представляли в городских школах концерты «В Урале Русь отражена», составленные из произведений на стихи магнитогорских авторов.
Много в плане воспитания патриотических чувств у подрастающего поколения делают и наши коллеги – оркестр русских народных инструментов «Калинушка» под руководством заслуженного артиста РФ Петра Цокало. Этому способствуют такие программы, как «Музыкальные памятники войны», «Распотешься, народ» – о русских традициях и обычаях, международный фестиваль «Европа-Азия», который позволяет слушателям познакомиться не только с русским фольклором, но и с музыкальными традициями народов, проживающих на уральской земле. Музыка – это одно из главных средств воспитания патриотизма. Только она может вызвать те впечатления и эмоции, которые западают в душу, те особые ощущения после концертов, которые не забываются и побуждают к новым встречам.
Владимир СИДОРОВ, композитор, профессор МаГК, создатель «Музыкально-этнографического центра Южного Урала» при аудиостудии МаГК:
– Я не делю музыкальные произведения на патриотические и лирические. Все должно создаваться естественным образом, и главное – с любовью. Во время экспедиций по различным районам Урала я записал много народных песен, которые легли в основу таких моих сочинений, как Увертюра для симфонического оркестра, кантата «Уральские казачьи песни», «Три курьеза» для секстета народных инструментов. Мы не ведем специальных уроков, но те песни, инструментовки, партии, которые мы осваиваем со студентами, воспитывают чувство уважения к своему, родному.
Важно, чтобы слова и тема в произведении несли чистую, положительную энергию. С большим уважением отношусь к творчеству магнитогорского композитора Рафаила Бакирова, который создал немало хороших произведений, отразивших дух и традиции татарского народа, способствовал подъему башкирской национальной музыки. Мои хоровые, музыкально-драматические, камерные инструментальные сочинения, песни о России и Урале, в том числе написанные на слова магнитогорских поэтов Бориса Ручьева, Нины Кондратковской, Михаила Люгарина, Владилена Машковцева, Александра Павлова, находят слушателей повсюду – и в Уральском регионе, и даже в Америке, не говоря о наших соседях Украине и Беларуси.
Для меня существуют понятия малой родины, земли, где мы родились и которую знаем и любим, большой родины – всей России и зарубежья. В истории отечественной музыки весь XIX век прошел на подъеме классической патриотической темы, обращения к русским народным истокам. Отголоски ее видим в веке двадцатом. в наше время на смену диатонике, которая в музыке означает некую гармонию, пришел настоящий диссонанс, обладающий опасной разрушительной силой. Рвутся даже родственные связи, все реже можно услышать, как народ, собравшись вместе, поет любимые песни. Поэтому сейчас надо стараться собрать нашу культуру воедино, необходимо избавляться от стереотипов, учить подрастающее поколение мыслить, анализировать, а не выбирать из предложенных вариантов правильный ответ, как это сейчас делают на ЕГЭ. Среди наших студентов есть лучшая часть, которая знает, видит, успешно учится слышать родной язык, познает этимологию слов, постигает тайные смыслы. Рождается поколение с осознанием своей исторической родины – за ним я вижу большое будущее.
Фото Илья МОСКОВЕЦ