Наша школа, несмотря на непростые времена, связанные с реформированием системы образования, продолжает оставаться щедрой на таланты. Таланты педагогов, таланты учеников.
К сожалению, труд учителя зачастую остается неблагодарным: невысокая заработная плата, серьезные, все растущие требования к школьным программам, рутина. Все это оказывает влияние на возможности для творческого роста. Отсюда неудовлетворенность учителей своей так нужной обществу работой. Это подтвердило недавнее социологическое обследование профессионального самочувствия учителей, проведенное по инициативе совета общественного движения женщин Челябинской области.
Его результаты наводят на серьезные размышления. 89 процентов городских и 57 процентов сельских учителей признались в неудовлетворенности своей карьерой и готовности уйти из школы при первом удобном случае. 79 процентов из числа опрошенных отметили, что работа в школе вредит их здоровью. Ведь на выполнение профессиональных функций учитель, бывает, затрачивает до 11 часов в сутки, еще несколько часов используются для самообразования. Оставшееся время уходит на сон и бытовые потребности.
Выдержать такой ритм жизни может далеко не каждый. А тех, кто не только выдерживает, но и, несмотря ни на что, отдает себя ученикам, можно смело назвать подвижниками. Именно они своим зачастую нестандартным подходом к воспитанникам и самому процессу обучения добиваются потрясающих результатов. Таков учитель права и обществознания школы №42 Константин Рыжков. Эта левобережная школа не первый год в городских лидерах по изучению непростой общественной дисциплины.
Успехи к ученикам Рыжкова пришли не сразу. Три года ушло на так называемый рост – освоение новой программы, ее отработку. А уже в 2006 году его воспитанники впервые выиграли городскую олимпиаду по праву, заняли второе место на областной олимпиаде. В следующем году снова подтвердили свои успехи. Затем были еще «звездочки», победители областных и участники общероссийских олимпиад. К сожалению, в последнее время вынужденные уходить от любимого наставника в другие школы, ведь сорок вторая школа стала «девятилеткой».
Сейчас Константин Рыжков «выводит в люди» очередных талантливых ребят. Четырнадцатилетний Артур Крючков сам подошел к Константину Александровичу и сказал: «Очень хочу заниматься у вас правом и естествознанием». А на девятиклассниц Лену Чулкову и Машу Федотову посоветовала обратить внимание завуч школы – тогда они еще не были его ученицами. Так, накануне летних каникул, когда другие дети уже вовсю мечтали об отдыхе, три новых ученика талантливого педагога взялись осваивать незнакомые пока дисциплины. Захватили даже часть каникул. Общественные науки не только увлекли ребят, но и сдружили. Свое содружество они назвали «Крючуфед» – по первым буквам фамилий. В результате к началу учебного года новоявленные знатоки естествознания и права подошли уже вполне «подкованными». И в ноябре на городской олимпиаде по праву Лена Чулкова заняла сразу первое место, Маша Федотова стала второй. Не остался бы без призового места и Артур Крючков, но по неопытности (все же он на год младше своих приятельниц по команде и ни в каких олимпиадах до этого не участвовал) он не обратил внимания на то, что вопросы есть еще и на обратной стороне листа. А потому и не успел на них ответить. Но первый блин, как известно, нередко бывает комом.
Зато на городской олимпиаде по праву, которая состоялась через месяц, Артур «взял реванш». Занял второе место, до победы ему не хватило всего одного балла. Маша стала призером этой олимпиады, а Лене не хватило одного балла до того, чтобы тоже стать призером. Усилия ребят не остались незамеченными в школе. Директор этого учебного заведения Вячеслав Курчавенко и завуч по учебной работе Наталья Грудинина стараются создать все условия для того, чтобы ребята могли углубленно изучать необходимые дисциплины.
И в конце января уже на областной олимпиаде по праву Лена Чулкова опять стала призером, показав лучший результат среди магнитогорцев, вторым призером оказалась Валерия Сабанчеева (сейчас она учится в школе №47), тоже воспитанница Рыжкова. А еще Лена и Маша стали финалистками Южно-Уральской олимпиады по обществознанию, результаты которой будут известны только в мае. Артура к участию в этом престижном состязании в силу возраста не допустили (он учится еще в восьмом классе). Но у него все впереди. Тем более что недавно он увлекся историей. А вся троица – еще и философией. Вот и приходится их педагогу самому «освежать» знания в этих непростых науках.
– С моими учениками не соскучишься, – говорит Константин Александрович, – кому-то из них больше нравится один предмет, кому-то другой. Живешь в постоянном напряжении, на адреналине. Суток на все не хватает.
И это не удивительно.