На кого равнялся Николай Озеров, какая катастрофа предварила Чернобыль, и какому режиссеру мы благодарны за картину «А зори здесь тихие…», рассказывает «МР-инфо».
Ореол величия
10 августа 1906 года родился выдающийся спортивный комментатор Вадим Синявский. Пожалуй, только Николай Озеров сумел потом достичь такой же популярности, как он. Синявский был первым спортивным журналистом, ставшим звездой. Отчасти потому, что до него спортивным репортажем вообще никто не занимался всерьез, но прежде всего из-за того, что обладал необычной индивидуальной энергетикой. Говорили, что Синявский приукрашивал события, что послевоенные футболисты и прочие спортсмены приобрели ореол величия именно благодаря его радиокомментариям. Возможно, так и было, ведь когда телевидение стало массовым Синявский, по его собственным словам, почувствовал себя в роли телекомментатора неуютно. Однако ничто уже не могло поколебать его репутации и даже в наши дни есть комментаторы, открыто ему подражающие.
Не стихийное бедствие
10 августа 1985 г., за год до чернобыльской катастрофы, в дальневосточной бухте Чажма в 130 км. От Владивостока при замене активных зон двух реакторов, проводившихся на подводной лодке К-431, входящей в 4-ю флотилию атомных подводных лодок Тихоокеанского флота, произошла ядерная катастрофа, приведшая к радиоактивному загрязнению обширных территорий. В процессе работ крышку реактора выдернуло с системой поглотителей на недопустимую высоту, от чего реактор в 12 ч. 05 мин. вышел на пусковой уровень. Началась цепная реакция с выделением огромного количества энергии. Затем произошел выброс вверх всего, что находилось в реакторе и вокруг него. Перегрузочный домик сгорел бесследно, испарилась в этой вспышке и перегрузочная команда. Плавмастерская с краном была выброшена в бухту. Крышка реактора массой 12 т. подбросило на высоту более километра, она рухнула на реактор, разорвав при этом корпус лодки ниже уровня воды, которая хлынула в реакторный отсек. В полосе радиоактивного загрязнения оказалась не только бухта и стоявшие в ней корабли и суда, но и прилегающая к бухте территория, завод и поселок. Для ликвидации последствий аварии было привлечено около 2 тыс. человек. Индивидуальная доза облучения в основном не превышала 5 бэр, но повышенное облучение получили 290 человек. Острая лучевая болезнь развилась у 7 человек, лучевая реакция отмечена у 39 человек. Всего пострадавшими признано более 950 человек.
Режиссер родного кино
10 августа 2001 года в возрасте 79 лет скончался выдающийся российский кинорежиссер Станислав Иосифович Ростоцкий. Он умер от обширного инфаркта по дороге из Высоцка в Выборг, куда был приглашен в качестве почетного гостя на 9-й кинофестиваль “Окно в Европу”. Даже если бы Станислав Ростоцкий создал всего один фильм по книге Бориса Васильева “А зори здесь тихие”, он и тогда бы занял одно из самых заметных мест в истории советского и российского кино. А ведь высококлассных работ у мастера немало: “Доживем до понедельника”, “Белый Бим Черное ухо”, “Земля и люди”, “Дело было в Пенькове”, “Майские звезды”, “На семи ветрах”, “Герой нашего времени”, “Эскадрон гусар летучих”, “И на камнях растут деревья”…