Долетели до Берлина. Только факты из истории России 8 августа

Какой казак стал пионером русского кинематографа, когда в первый раз мы бомбили Берлин, и сколько женщин спускались в забой в годы войны, рассказывает «МР-инфо».

Пионер кино 

8 августа 1877 года родился российский предприниматель, организатор кинопромышленности, продюсер, режиссёр, сценарист, один из пионеров русского кинематографа Александр Ханжонков. В 1905 году в чине подъесаула он уволился в запас из Донского казачьего полка по состоянию здоровья. Получив выплату в размере 5 тысяч рублей, он вложил всю сумму в свою голубую мечту, в фабрику грез, в кинематограф. Ханжонков организовал в России прокат европейских лент, построил один из крупнейших в Москве кинотеатров, создал киностудию, где снимались документальные, художественные, научно-популярные и первые мультипликационные фильмы. В общем, вклад этого человека в развитие российского кино трудно переоценить. 

В самое сердце 

8 августа пять самолетов «Ил-4» совершили первую советскую бомбардировку Берлина. В июле 1941 года фюрер фашистских ВВС Герман Геринг доложил Гитлеру о том, что военная авиация русских полностью уничтожена. Только после этой победной аргументации было принято решение начать авиационные бомбардировки Москвы. А тем временем в голове наркома военно-морских сил адмирала Кузнецова загорелась идея одёрнуть немцев так, чтобы сон и явь каждого из них наполнились кошмаром, чтобы не лез в горло кусок колбасы, чтобы немцы задумались: «А кто они, эти русские, и на что они способны?» Что ж, вскоре офицеры вермахта и вправду будут писать в своих дневниках: «Русские – не люди. Они сделаны из железа». Короче: Кузнецов предложил, Сталин одобрил, все рассчитали, 7 августа вылетели, 8-го отбомбились. Пять самолётов сбросили 250-килограммовые бомбы ФАБ-100 на военно-промышленные объекты, находящиеся в самом центре Берлина. После этого группа командира авиаполка Преображенского бомбила столицу рейха ещё 9 раз. Последний был 5 сентября. Когда пришлось оставить Таллин, полеты с островов стали невозможны. Всего за десять налетов на Берлин было сброшено 311 бомб и зарегистрировано 32 пожара. 

«Девушки, в забой!» 

В 1932 году в СССР разрешён труд женщин на шахтах. Не всякий труд, по определенному списку. В дальнейшем этот список был признан недостаточным, и в 1938 году появился более гибкий “Список работ, к которым допускаются женщины”. А во время Великой Отечественной войны всякие списки свое значение потеряли. Несмотря на существование Кодекса Международной организации труда, устанавливающего ряд производств, в которых женский труд не должен применяться, женщины в СССР стали привлекаться на все производства и на все работы без исключения. 4 октября 1943 года по шахтам разослана не подлежащая оглашению Директива Наркома угольной промышленности СССР В. В. Вахрушева о внедрении женского труда в угольной промышленности. В ней указывалось, что необходимо «перевести всех мужчин, подлежащих замене женщинами на работы в забой и на прохождение выработок. На освободившиеся места направить женщин». В годы Великой Отечественной войны 245 тыс. женщин составили 86 процентов шахтерских коллективов. Движение «Девушки, в забой!» возникло стихийно, внезапно и массово. В сентябре 1943 года, в первые дни освобождения Донбасса, начался подземный подвиг женщин. В Горловке одной из первых была 19-летняя Мария Гришутина. А в январе 44-го женщины-шахтеры всенародно дают клятву: «Каждый день выполнять две нормы: за себя и за воюющего или погибшего отца, брата, мужа, любимого».

Exit mobile version