Вопросы, связанные с результативностью работы городского антинаркотического комитета, обсуждали активисты на очередном заседании Магнитогорской общественной палаты.
Стоит ли продолжать работу общественному антинаркотическому комитету? А если стоит, то сколько это стоит? Приблизительно так сегодня вынужден формулировать самые злободневные вопросы руководитель общественного антинаркотического комитета Александр Тишин. Три года назад достать синтетическую дурь, так называемые спайсы и соли, не составляло вообще никакого труда. Торговали «наркотой» открыто и нагло: и в киосках, и в магазинах. Тогда созданный энтузиастами общественный антинаркотический комитет внес весомый вклад в борьбу с общим врагом. Это подтверждено статистикой. В 2012 году в городе более трехсот притонов, в которых варили смертельное зелье, было обезврежено. Закрыто около сорока точек, в которых торговали наркотиками. В каждой из них при обыске было найдено по две-три тысячи пакетов с курительными смесями. Нынче «дурдиллеры» стали гораздо осторожнее. Они распространяют спайс через интернет при помощи так называемых закладок. Впрочем, по оценке Александра Тишина, полиция и ФСКН неплохо справляются с задачей. Крупных поставщиков наркотиков удается «накрыть», едва они проникают в город.
Однако проблем остается масса. В основном название им «опийные наркотики», которые готовят в наркопритонах из маковой соломки и семян.
Смертоносное зелье варят с использованием ацетона и уксуса. Все эти «нарковарильни» смердят так, что живущие поблизости граждане летом предпочитают оставаться в загородных садах. Сваренную на уксусе дурь колют в вены. В результате наркоманы мрут один за другим. А правоохранительные органы не в состоянии эффективно бороться с проблемой, поскольку антинаркотическое законодательство в нашей стране оставляет желать лучшего. По словам Александра Тишина, часто невозможно возбудить уголовное дело в отношении притоносодержателя и довести его до развязки в виде судебного решения. Приблизительно только одного хозяина из десяти закрытых наркопритонов получается реально привлечь к ответственности. Однако при тесном взаимодействии антинаркотического комитета и правоохранительных органов в январе-феврале этого года все же удалось добиться закрытия большинства притонов. Но без системного подхода они растут, как грибы после дождя. На сегодняшний день, по словам Александра Тишина, известно о 15-20 подобных точках и о нескольких поставщиках мака:
– Последняя наша разработка, которая привела к поимке одного из основных продавцов опийного мака, проводилась 18 мая 2015 года. Тогда мы задержали 75 килограммов опасного товара. Но если за весь прошлый год от передозировки наркотиков умерли восемь человек, то в этом году столько же человек уже погибли за период с января по август.
В незавидной ситуации ныне пребывают активисты антинаркотического комитета. Работают практически за собственный счет. Упрекнуть кого бы то ни было за отсутствие поддержки рискованно: этак можно отпугнуть как раз тех, на чью помощь рассчитываешь. По мнению главы ОП Валентина Романова, энтузиасты занимаются важнейшим делом, и потому нельзя допустить, чтобы антинаркотический комитет свернул свою деятельность. Так же как нельзя сгружать всю ответственность на плечи одних только энтузиастов, которые, получается, остаются один на один с проблемой. В связи с этим в ближайшее время необходимо определиться, какие меры позволят наверстать упущенное, и продолжить активную борьбу с распространением наркотиков. С участием всех структур и специалистов, способных найти выход из вызывающей тревогу ситуации.
Алексей ТЮПЛИН
Фото Илья МОСКОВЕЦ