Эхо прошедшей войны звучит в Магнитогорском историко-краеведческом музее.
О бесценных подробностях фронтовых будней Великой Отечественной напоминают вещи, письма и дневники.
«Подводная часть айсберга»
– То, что в музее экспонируется, – это лишь «верхушка айсберга», небольшая часть всего, что в нем хранится, – говорит главный хранитель фондов музея, главный знаток его тайн Альбина Ибрагимова.
Вот и сейчас в историко-краеведческом проходит выставка «Фронтовые письма – нервы войны», приуроченная к 70-летию Победы, но далеко не все музейные предметы, связанные с Великой Отечественной, попали в экспозицию. Альбина Николаевна открывает дверь в фондохранилище – и перед нами предстают «останки» автомата ППШ, образцы военной формы, солдатские котелки, фляги, планшеты, ремни, погоны, летные очки, пилотки, шлем летчика, сумка медсестры, портупея, зажигалка, изготовленная из гильзы. Вот предметы из мира музыки – патефон, аккордеон, скрипка, которая прошла всю войну с партизанской четой Аврутиных. А вот и трофеи – столовые приборы со свастикой, символ Третьего Рейха – металлический орел.
В фондах хранится немало интересных сведений об участниках войны и Героях Советского Союза. На каждого заведено «дело» – в отдельных папках находятся документы: красноармейские книжки, приказы, грамоты, наградные листы, похоронки, фотографии и другие биографические свидетельства. Таких папок более 130 только в этом разделе фондов, есть сведения о фронтовиках и в других – например, участников войны немало среди металлургов Магнитки. Раньше документы нередко приносили на хранение сами ветераны. Тогда еще не было Интернета и сайта «Помни меня», и сделать свою судьбу общественным достоянием, оставить память потомкам посредством музея было очень почетно.
Одна из папок, к примеру, рассказывает о послевоенной жизни ветерана войны Евгения Семенова, много лет отдавшего армии, а потом работавшего военруком в Магнитогорском музыкальном училище. Из музейных материалов узнаем, что в 2005 году Евгений Николаевич в составе делегации ветеранов металлургических регионов России, стран СНГ и Балтии был приглашен на празднование 60-летия Победы в Москву, побывал на праздничном концерте в Большом театре и на фестивале «Цветы Победы».
«Нервы войны»
Изданная музеем при поддержке городской администрации книга «Фронтовые письма – нервы войны», презентация которой прошла накануне юбилея Победы, была составлена по материалам писем, хранившихся в фондах музея и переданных в него недавно, накануне великой даты. Выход в свет издания предвосхитила одноименная выставка, над экспозицией которой также работала автор-составитель книги, заведующая отделом истории музея Татьяна Фатина.
Выставка представляет не только письма, но фронтовые дневники, рассказывающие о судьбах наших соотечественников, фотографии, личные вещи, оружие, боеприпасы, военную форму.
Писем во время войны в действующую Красную Армию доставлялось ежемесячно около 70 миллионов. Они были единственной ниточкой, связывающей советских воинов с родными, любимыми, с домом. В письменных свидетельствах того времени как нигде близко соседствуют любовь и смерть, подвиг и предательство, высокое и низменное, человеческие чувства обострены и ничем не приукрашены. И все же почти в каждом из фронтовых писем звучит горячая вера в Победу. «Пока изверг Гитлер не будет разгромлен – меня не ждите. Победа наша будет обеспечена через несколько месяцев, полгода. В крайнем случае – годок, но я надеюсь, что с полной победой мы вернемся с нашими лучшими товарищами домой», – писал родным в 1941 году магнитогорец Петр Шутов.
«Пусть подлая фашистская душа помнит и детям закажет, что на Россию лучше не ходить. Все равно будут битыми!» – писал родным с фронта сталевар-стахановец Алексей Грязнов, именем которого названа одна из улиц в центре Магнитогорска. В экспозиции выставки представлена пластинка с выступлением Алексея Грязнова на радио о прорыве блокады Ленинграда. Ее историко-краеведческий музей позаимствовал у музея школы №63, носящей имя знаменитого магнитогорца, героически погибшего в 1944 году. Пластинка в ветхом состоянии, но если ее включить, то и сейчас можно разобрать несколько фраз, сказанных Алексеем Грязновым.
Газетная вырезка, письмо, фотографии и документы рассказывают о магнитогорской Зое Космодемьянской – Марии Романенко, сражавшейся в партизанском отряде в Белоруссии и погибшей в 1944 году в боях за Минск в двадцать юных лет. Есть в экспозиции и письма Героя Советского Союза летчика-гастелловца Ивана Бибишева.
Кровь и любовь
На фронте вести дневники было запрещено. Немногие делали это тайно, тем драгоценнее сведения, которые благодаря им сохранились. От некоторых записей леденеет кровь. «Когда палач сбросил ребенка в шурф, мать за ним бросилась в пропасть», – писал магнитогорец Михаил Бондаренко в 1943 году…
Бывший врач медсанчасти ММК Фарида Абдрафикова во время войны служила хирургом госпиталя на Втором Украинском фронте. О фронтовых буднях и человеческой судьбе Фариды Мухамедовны, прошедшей с боями Украину, Молдавию, Румынию, Венгрию и Австрию, повествует ее дневник.
«Нет материала, марганца, нет катетера, – сетовала Фарида Абдрафикова. – В ход пошла резиновая трубка из фонендоскопа… Подвозят больных со всех сторон, всякими путями: на самолете, поездом, по узкоколейке, на машинах, на подводах, идут пешком. Кладем на солому, не хватает перевязочного материала, питания, условия работы жуткие». «Бомбят… Снесены дома вместе с перевязочной. Много жертв. В операционную очередь на носилках, некоторые не дождались своей очереди».
Дневник Фариды Абдрафиковой рассказал нам трогательную и одновременно горькую историю о ее фронтовой любви. Очень долго от любимого человека не приходили письма с войны, и молодой доктор тайно лила слезы, строя предположения о его судьбе. Потом пришла целая пачка посланий, из которой Фарида узнала о его ранении. И вновь надолго – тишина. И вот 3 февраля 1945 года «не выдержала, ночью выехала в направлении на Сольнок в поисках Виктора». Фарида узнала, что дорогой человек, тоже не выдержав разлуки, уехал искать ее. Впереди ждали радостные встречи и расставания, долгое ожидание писем и большое разочарование…
Подвиг верности
О непростой судьбе и большом человеческом подвиге – подвиге верности Родине рассказывает письмо магнитогорца Виктора Разумова, представленное на выставке «Фронтовые письма – нервы войны» и в одноименном издании.
В начале войны жена Разумова получила извещение: «Ваш муж, летчик лейтенант Разумов Виктор Михайлович в бою за социалистическую родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, 27 июня 1941 года погиб при выполнении боевого задания». А в 1945 году матери летчика передали письмо. «Мама! Это письмо покажется вам запиской с того света, – писал ей сын. – Это, пожалуй, и верно, так как пишу я, находясь в центральной Германии. Вы меня давно похоронили, а я ведь еще живой. Мне повезло – я сильно погорел, провалялся три месяца в госпитале, много хлебнул горя и нужды по лагерям, но остался все тем же, чем и был. Ничто не изменилось в моих убеждениях, и лохмотья и полуголодную жизнь русского военнопленного (а это самая низшая категория военнопленных, полулюдей) никогда не променяю на мундир немецкого солдата, как это многие сделали по голоду и небольшая часть по убеждению. Я родился русским и русским умру. Если будет счастье – вернусь домой. Знайте только одно: ваша совесть может быть спокойна за меня. Никогда я не поднимал и не подниму руку с оружием на своих братьев – русских… Жаль, что так мало пришлось повоевать… Так хочется верить, что мы снова увидимся живыми и здоровыми. Только надежда на эту встречу поддерживала меня все эти тяжелые годы. Верю, что близок конец и впереди Победа. Если же я не вернусь, значит, я погиб, и так было надо». Рядом с письмом видим фотографию уже немолодого Виктора Михайловича и понимаем, что ему вновь повезло – повезло выжить и вернуться на Родину.
Фото Динара ВОРОНЦОВА