В Москве 22 и 23 апреля прошел деловой форум «Качественная пресса России и перспективы ее развития», участником которого была корреспондент «Магнитогорского рабочего».
Печатная пресса: быть или не быть?
По традиции форум принимала Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, его организаторами выступили оргкомитет Всероссийского конкурса «Золотой фонд прессы» и издательский дом «Журналист» при поддержке Совета Федерации и Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ. В обсуждение настоящего и будущего масс-медиа включились представители федеральных и региональных СМИ, Государственной Думы, министерств и департаментов субъектов Российской Федерации, общественной палаты, Союза журналистов России, международных организаций, медиаэксперты.
Пятый по счету деловой форум традиционно начинался с приятного: делегатам от трехсот лучших печатных изданий России вручили знак отличия «Золотой фонд прессы-2015». Отрадно, что к «золотнику» второй год подряд присоединяется и наша газета.
Однако не так уж много оптимистических нот прозвучало в первый день работы съезда журналистов. И дело не только в том, что сердца читателей завоевал Интернет: например, в США и Западной Европе печатная пресса сейчас, напротив, переживает ренессанс, поскольку для серьезного читателя Всемирная паутина является чем-то вроде «фастфуда», а качественная пресса выступает аналогом изысканного информационного «банкета», приготовленного профессионалами высшего класса. Председатель комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин даже подчеркнул, что такая пресса рассматривается как один из гарантов безопасности информационного пространства.
Внутрироссийских проблем в сфере печати хватает с избытком, начиная с отсутствия единства внутри медийного сообщества, падения уровня профессионализма и низкого статуса профессии журналиста, заканчивая ужесточением законодательных запретов, ограничивающих свободу слова и сужающих возможности рекламного рынка прессы, суровыми экономическими «санкциями» вроде отмены государственных субсидий на проведение подписных кампаний, роста тарифов на услуги почты, сокращения числа точек розничной продажи печати, подорожания и дефицита бумаги, без которой ни одно печатное издание в свет выйти не может. Выжившие в этих непростых условиях газеты почти неминуемо теряют часть тиража, штата редакции, количества полос… О кризисном состоянии отечественной прессы на форуме говорил чуть ли не каждый из выступавших.
К журналистике с человеческим лицом
Но на то, видимо, она и российская пресса, чтобы жить и даже процветать вопреки всему. Зачастую благодаря не только государственной поддержке и применению новых бизнес-стратегий, четко ориентированных на интересы современных читателей, принципов конвергентной журналистики и так называемой «продажецентричной» модели ведения медийного бизнеса, о которых много говорилось на форуме и которые довольно успешно реализуют в крупных медиакомпаниях столиц регионов и не только.
Потряс аудиторию опыт выживания прессы российской глубинки, о котором рассказывали руководители городских и районных газет. Вот уж воистину «не все зависит от центра, от власти», как отметил декан факультета международной журналистики МГИМО Ярослав Скворцов, призывающий вернуть журналистике «человеческое лицо», то есть доносить любую информацию через человека, его взгляд и его чувства – и этот «очеловеченный» подход к работе близок многим представителям региональной прессы. Уникальность опыта регионов заключена вовсе не в новейших технологиях, а в удивительном энтузиазме редакционных коллективов, сумевших изобрести и заставивших работать такие «фишки», которые позволили газетам найти путь к читателю и стать желанными гостьями в каждом доме. «Мы живем, пока мы нужны» – приблизительно так сформулировала общий принцип работы этих изданий председатель экспертного совета по региональным печатным СМИ Министерства связи и массовых коммуникаций, исполнительный директор АРС-ПРЕСС Софья Дубинская.
А реализуется этот тезис по-разному, и, пожалуй, далеко не всегда основополагающим является правило «Все должно приносить деньги», озвученное в качестве одной из важнейших составляющих стратегии успеха исполнительным директором по онлайн-продуктам Russia Beyond the Headlines (издательство «Российская газета») Всеволодом Пулей.
Одни редакции выпускают бесплатные приложения к газете – например, журнал для детей и родителей, другие издают юбилейные выпуски с семейными историями заслуженных, но не очень известных горожан и передают их на хранение в краеведческие музеи, третьи занимаются сбором локальных «народных новостей», четвертые организуют масштабные творческие фестивали для детей с ограниченными возможностями здоровья. Потрясающий проект «Преодоление» организовали в редакции «Карпинского рабочего» – при содействии спонсоров и альпинистов-профессионалов инвалид-колясочник совершила восхождение на три горные вершины, одна из которых расположена в Австралии. разумеется, эти информационные поводы, созданные самой же газетой, не могли не вызвать живейшего интереса у читателей.
Как вырастить читателя
Нередко газетные тиражи прирастают при активном участии юных читателей. Редакция газеты «Заря» поселка Полтавка Омской области в рамках проекта «Заря» идет в школу» сама «растит» будущих подписчиков: чтобы не получить еще одно нечитающее и равнодушное ко всему происходящему в стране поколение, ребят с детства приучают интересоваться не только литературой, но и хорошей прессой. Главный редактор газеты «Наше время» из Ростова-на-Дону Вера Южанская рассказала о деятельности ассоциации юных исследователей, работающих по уникальной методике чтения газет Людмилы Шибаевой, а главный редактор газеты «Пламя» всегда с вами» из села Одесского Омской области поделилась информацией о проекте редакции «Читайте вместе с Лешкой», победителями которого становятся самые внимательные маленькие читатели. Актуальная в Год литературы тема популяризации чтения вообще стала центральной на Всероссийской конференции «Пресса России: традиции и современность», проходившей в рамках делового форума.
Что же касается туманного на сегодня будущего прессы, то, по словам председателя Союза журналистов России Всеволода Богданова, «журналисты ответственны за медийное поле», и, как показали итоги прошедшего делового форума, лучшие представители профессии это прекрасно осознают. А это, безусловно, позволяет надеяться на то, что сбудутся только самые оптимистичные прогнозы.
Елена КУКЛИНА
Фото автора