Юбилею Великой Победы посвящен проект «Наши деды ковали Победу». Участие в нем принимают магнитогорские школьники.
Проект набирает обороты
В каждой семье бережно хранят реликвии – фотографии, письма, награды прадедушек и прабабушек – участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Из поколения в поколение передаются их воспоминания о том нелегком времени.
В течение 2015 года федеральный еженедельник «Московский комсомолец-Урал» под патронатом губернатора Челябинской области и при поддержке министерства образования и науки региона реализует социальный проект «Наши деды ковали Победу», целью которого является сбор и обобщение творческих работ на тему «Вклад моей семьи в Победу».
Лучшие, интересные работы публикуются на страницах газеты «МК-Урал», работы всех участников проекта размещаются на сайте chel.mk.ru и в группе ВКонтакте «Московский комсомолец-Урал» – новости Челябинска». По итогам проекта авторы лучших работ будут награждены дипломами газеты «МК-Урал», минобра Челябинской области и ценными призами. В проекте уже приняли участие школьники многих городов и районов Южного Урала и Казахстана.
Для участия в конкурсе необходимо написать работу в форме эссе или сочинения об участии прадедушек и прабабушек в Великой Отечественной войне и отослать работу и сканы фотографий из семейного архива на электронную почту редакции газеты chel-mk@mail.ru либо по адресу: 454091, Челябинск, улица Красноармейская, 111, редакция газеты «МК-Урал», телефон 351-263-12-95.
Ребята из магнитогорских школ при содействии своих родных и педагогов отправили на проект уже несколько десятков творческих работ. С некоторыми из них мы познакомим вас сегодня.
«Он убит подо Ржевом»
Так назвал свое повествование о прадедушке Кузьме Коростелеве четвероклас-сник школы №8 Георгий Морозов, которому в написании работы помогала вся семья. Кузьма Евдокимович, погибший на войне, –
дедушка папы Георгия. Он принадлежал к казачьему роду, прошел гражданскую войну. В 1930 году вместе с семьей приехал на Магнитострой.
На фронт Кузьма Коростелев ушел в ноябре 1941 года, тогда ему было 40 лет. «В семье осталось пятеро детей: трое сыновей и две дочки, самой младшей была моя бабушка Нина Кузьминична, в то время ей был один год и четыре месяца, – пишет Георгий Морозов. – А в конце января 1942 года моя прабабушка Наталья Афанасьевна родила еще одну дочку. Прадедушка знал, что должен родиться ребенок, но, что родилась доченька Зиночка, так и не узнал. Семья не получила от него ни одного письма, наверное, они просто не дошли, так как воевать ему пришлось в самой «мясорубке».
Старший сын Кузьмы Коростелева Евдоким обратился в Народный комиссариат обороны СССР, чтобы узнать хоть что-то о судьбе отца. Только в январе 1944 года пришло сообщение, что Кузьма Евдокимович погиб на фронте и был похоронен в братской могиле в деревне Полунино Ржевского района Калининской области еще в августе 1942 года. Его последним боем была Ржевско-Сычевская наступательная операция. Те, кто шел через Полунинское поле смерти, перед боем поклялись взять деревню любой ценой. Для магнитогорца Кузьмы Коростелева этой ценой стала жизнь. Он погиб 15 августа, а 21 августа наши войска заняли Полунино. «Мы залили их реками крови и завалили горами трупов», – писал о той операции автор романа «Прокляты и убиты» Виктор Астафьев. Вдова фронтовика Наталья Афанасьевна до самой смерти так и не поверила в гибель мужа…
«Теперь у меня есть мечта, – пишет правнук героя, – почтить память прадеда, побывав на его могиле, поклониться защитникам Отечества. Мы, положив цветы на могилу, скажем ему, что мы его помним и знаем о его подвиге, и что его жизнь продолжается в нас, его внуках и правнуках».
«К станкам встали дети»
О трудовом подвиге магнитогорцев написала одиннадцатиклассница школы №10 Кристина Золина. Ее прадедушка Виктор Усанов в 1941 году пошел учиться в ремесленное училище. Через несколько месяцев 16-летний Виктор поступил на работу в цех, где вместе с ним работали 14-15-летние мальчишки. Многим приходилось стоять у станков на подставках.
«Особенно тяжело было им в первую военную зиму, – пишет Кристина Золина. – Морозы доходили до 30-40 градусов. Многие были обуты в брезентовые ботинки на деревянной подошве. Редко когда удавалось выспаться. Работали наравне со взрослыми – по двенадцать часов в смену. Спали тут же, в цехе, чтобы не тратить время на дорогу домой и обратно. Да и холодно было дома, а на заводе около литейного цеха был небольшой закуток, там обычно отсыпались. Оборонное производство налаживалось с колес. Дед вспоминал, что станки ставили на открытом месте, на ветру и на холоде под навесы и сразу начинали выпускать детали, а заводские стены возводились позже.
А еще он рассказывал о своей бригаде, которая состояла из 13 мальчишек: «Мы решили работать в тылу по-фронтовому. Станок – орудие, участок – поле боя. Обязались не уходить из цеха, пока задание не будет выполнено. Однажды мне дали наряд сделать за смену 1150 моторных деталей. Цифра показалась невероятной, потому что тогда я мог делать 700-800 деталей. Я боялся сказать мастеру, что не смогу. Тщательно подготовил рабочее место, проверил и отрегулировал станок. Как мне хотелось доказать самому себе, что смогу! В конце смены я доложил: «Задание выполнено, 1150 деталей отфрезеровано». Наша бригада была награждена орденами и медалями. Имена лучших бригадиров занесены в книгу почета завода. В этой книге есть и мое имя».