“Симуляционное обучение” предусмотрено для медсестёр и фельдшеров. С помощью манекенов воссоздаются ситуации, которые могут произойти в реальной жизни.
Медицина – сфера, которая постоянно развивается и совершенствуется. Появляются не только новые лечебно-диагностические технологии, но и методики. Внедряются новые стандарты оказания медпомощи. А потому профессионалам приходится постоянно учиться даже после получения образования. Повышение квалификации важно во многих профессиях, но в медицине – это особенно необходимо.
Медикам среднего звена, согласно законодательству, полагается повышать квалификацию каждые 5 лет. Однако фельдшерам, медсёстрам и акушеркам новые знания и навыки, на самом деле, нужно осваивать постоянно.
В различных подразделениях ЦОМиД работает 1346 сотрудников среднего медицинского персонала. Для них внедрили новую форму обучения – “симуляционную”, которая даёт возможность отработать чёткий алгоритм действий медика в той или иной ситуации, когда пациенту требуется помощь. А практика, как все понимают, незаменима. В первую очередь, подготовку проходят медсёстры приёмных покоев и отделений многопрофильного стационара больницы. Руководит обучением заместитель главврача по управлению сестринской деятельностью ЦОМиД Наталья Крылова.
“В постпрофессиональном обучении сотрудников среднего медицинского персонала мы применили современную технологию – «симуляционное обучение». Суть ее в том, что искусственно, с помощью муляжей и фантомов, создается клиническая ситуация, когда необходимо оказывать медицинскую помощь. Одновременно проверяются навыки коммуникации: медицинский работник, взаимодействуя с коллегами, родителями ребенка, учится грамотно и экстренно оказывать помощь. ЦОМиД сотрудничает с Магнитогорским медицинским колледжем, опытным, профессиональным преподавателем – Натальей Михайловной Казаковой. Обучение мы начали с раздела – оказание неотложной помощи детям”, – объяснила Наталья Юрьевна.
Наталья Михайловна – педагог, которого назвали мэтром подготовки медиков среднего звена. Она обучила медсестёр с помощью муляжей стандартам медицинских процедур и манипуляций, правилам обработки рук. Узнали при помощи “симуляционного обучения” специалисты различные нюансы оказания неотложной и реанимационной помощи детям, причём для каждого возраста – своя специфика. Медицинские скрипты в процессе отрабатываются до мельчайших подробностей. Например, алгоритм общения с пациентом. Выстраивать правильный диалог важно, чтобы лучше узнать проблему и, соответственно, эффективно и быстро оказать помощь.
“Главная цель моей работы – готовить грамотных медицинских сестер и фельдшеров. Чтобы они могли быстро ориентироваться в сложной ситуации, оказать доврачебную медицинскую помощь, правильно выполняли все манипуляции и врачебные назначения. Помимо этого, я стараюсь прививать ученикам любовь к профессии медицинской сестры и уважительное отношение к пациенту. Это очень важно!” – заверила Наталья Казакова.
Процедурная медицинская сестра отделения неврологии № 6 Галина Жукова, специалист со стажем свыше 30 лет, положительно отозвалась о новой методике.
“Нас эти занятия прямо вдохновили! Мы с удовольствием включились в учебный практический процесс. Нас подробно обучали технике обработки рук, выполнению внутривенных инъекций, оказанию помощи больному с анафилактическим шоком, проведению сердечно-легочной реанимации. Мы справились со всеми четырьмя пунктами обучения. Отлично сдали «зачет» сразу после обучения. Очень полезное начинание. Стандарты оказания медицинской помощи меняются. Даже опытным сотрудникам необходимо освежать знания и умения действовать быстро и правильно”, – рассказала Галина Степановна.
Отмечают также специалисты ЦОМиД, что такое практическое обучение помогает и при профессиональном выгорании, тем более что в проекте участвует психолог. Так что медиков учат учитывать психологические особенности различных пациентов: беременных женщин, рожениц, родителей малышей до года, детей, поступивших в медицинское учреждение без родителей и т.д.
Сама методика учебного процесса создана в соответствии с рекомендациями областного минздрава и Южно-Уральского государственного медицинского университета.
Постепенно планируют такие занятия провести для всего медицинского персонала среднего звена в детских поликлиниках. В дальнейшем в больнице создадут Обучающий симуляционный центр с тренажерами и муляжами, на котором смогут заниматься и родители.