Учителя назвали возможные причины произошедшего и предположили, как можно избежать повторения таких случаев.
О том, что в одной из школ Казани подросток открыл стрельбу по ученикам и учителям знает вся страна. Мы все скорбим об умерших, сочувствуем их родственникам и переживаем за тех, кто получил ранения и находится в больнице. Однако, одного лишь сопереживания мало – нужно попытаться разобраться в причинах произошедшего. С этой целью корреспонденты «МР-инфо» задали вопросы действующим педагогам и вот как они прокомментировали случившееся.
«У меня всё больше складывается ощущение, что людям в современном мире не хватает просто человеческого тепла. Живого общения с близкими людьми. Подросткам – в первую очередь, с родителями. Если ребёнку достаточно их внимания, то он вырастает в здоровой системе ценностей, со здоровой психикой. За исключением отдельных отклонений, которые изначально заложены природой. Но даже они в большинстве случаев корректируются. Есть мнение, что такие люди, как этот казанский террорист, мстят школе за себя, что в школе ему недодали что-то, недолюбили. Но даже самые лучшие педагоги не смогут компенсировать ребёнку то, что он недополучил в семье. Могут быть очень хорошие учителя в жизни, могут – не очень, могут быть даже такие, о которых вспоминать не хочется. Но не они – повод для убийства или самоубийства, если у ребенка или подростка (а 19-летний парень не очень далеко от этого возраста ушёл) есть почва под ногами. Почва, сформированная семьёй и близкими людьми. А охрана не сможет защитить абсолютно от таких людей, оторванных от почвы, от социума, от эмоциональных связей. Неизвестно, что им придёт в голову. Даже если оцепление вокруг школы поставить. Да и есть много других общественных мест…от таких людей только любовь, внимание и забота способны защитить, пока ещё не поздно для конкретного человека и для общества», – говорит Мария Лебедева, педагог городской Детской художественной школы.
«Я не только педагог, я еще и мама. И мне хочется водить своего ребёнка в школу и не бояться за его жизнь и здоровье. Но вот как защитить детей? Вопрос очень сложный. Ясно, что дело тут не только в охране и турникетах. Стяни в школу хоть ОМОН с автоматами, все равно найдутся такие, кто пройдёт и через них и устроит трагедию. Я не против усиления мер защиты детей. Но это устранение следствия, а не причины явления. Я за то, чтоб таких террористов не было! Они же не с другой планеты берутся-рождаются, живут, воспитываются среди нас! И решение корня проблемы, как это ни банально и неинтересно бы не звучало, в постоянном, планомерном, долгосрочном взаимодействии всех органов власти, направленном на воспитание гармонично развитой личности каждого ребёнка. За этими словами стоит большая работа и, поверьте, она уже ведётся. Просто результаты такой работы не сиюминутные, необходимо время, чтобы оценить её результаты. Мой сын Артем идёт в школу в будущем году, я хочу верить, что у меня не будет поводов для беспокойства за его здоровье», – выразила своё мнение учитель русского языка городского Политехнического колледжа Альфия Дюсьмекеева.
«Думаю, нужно усилить контроль за получением оружия, до крайности усложнить его официальное использование. А случаи одержимости ненавистью к другим (Раскольников) будут всегда. И корень проблемы в том, что те, кто должен дарить любовь, не всегда дарят, кто должен учить ей, не всегда не учат. Разобщение, причем далеко не только в семье и школе, ведет к одичанию», – прокомментировала случившееся Татьяна Таянова, учитель литературы МАОУ «Академический лицей».
«Вопросов касательно данной ситуации много. Конечно, первая эмоциональная реакция – искать виновных в школе. Однако, на самом деле, потенциальную угрозу проморгали все. Во-первых, есть вопросы к семье стрелка. Как минимум, родители не могли не знать, что их ребенок был отчислен из учебного заведения. Это же явный признак, что у парня проблемы и повод для доверительного разговора. Такой же вопрос к учебному заведению, из которого его исключали: социальные педагоги, по-хорошему, должны были попытаться выяснить причину, почему молодой человек, бывший на хорошем счету, забросил учебу. И опять-таки нити ведут к семье и выяснению обстановки, которая складывается там. При необходимости, должны и могли подключиться специальные органы. Во-вторых, ему кто-то продал оружие, при покупке и регистрации которого психологическое освидетельствование – обязательная процедура. Как он ее прошел? Почему не были замечены отклонения? В-третьих, если объектом атаки стала школа, вполне возможно, могла иметь место школьная травля. И тут вопросы к классным руководителям и школьным психологам, которые не заметили проблему? Почему они ее не заметили? Потому что были некомпетентны или потому, что завалены бумажной работой и им в принципе не до учеников и микроклимата в классах? Нужно рассматривать все варианты и решать проблемы комплексно, если мы хотим, чтобы впредь такие эпизоды не повторялись», – поделилась своими размышлениями психолог Алина Чинючина.
К сожалению, когда случаются такие трагедии, вопросов встает очень много. И обществу придётся искать на них ответы, если мы не хотим повторения.
Напомним, 11 мая в Казани 19-летний молодой человек пришёл в школу с оружием и устроил стрельбу.