Сотрудникам нашей газеты имя Бориса Ерофеева памятно: он на протяжении многих десятилетий был фотокорреспондентом «МР», в годы Великой Отечественной войны сражался в составе гвардейской 63-й танковой бригады Уральского добровольческого танкового корпуса. Но не все помнят, что Борис Николаевич был среди первопроходцев ветеранского движения Челябинской области и России.
«Враг не пройдет!»
Подробно о трудовой биографии Бориса Ерофеева может рассказать архив нашей газеты. Известно, что Борис Николаевич поступил на работу в возрасте 16 лет, его фотоаппарат запечатлел, например, первую новогоднюю елку Магнитки в последние дни 1936 года. Можно увидеть на страницах «Магнитогорского рабочего» и его фотоработы, документирующие знаменательные события 1940-х, 50-х, 60-х и 70-х годов – например, вручение Магнитогорскому металлургическому комбинату ордена Ленина, высшей награды страны. Также остались воспоминания о том, что Борис Ерофеев с готовностью делился секретами своего мастерства с молодыми коллегами.
В первые дни Великой Отечественной войны юный фотокор «Магнитогорского рабочего» Борис Ерофеев ушёл на фронт. А с 1943 года он воевал в составе гвардейской 63-й танковой бригады Уральского добровольческого танкового корпуса.
Легендарное боевое подразделение, прозванное немецкой разведкой «дивизией черных ножей» – черные клинки, изготовленные в Златоусте, действительно были отличительным знаком уральских добровольцев – было сформировано и оснащено оружием и техникой, изготовленными трудящимися Свердловской, Челябинской областей и Пермского края «безвозмездным трудом сверх плана и на добровольные взносы». Это единственное подобное танковое соединение в мире. УДТК родился по инициативе уральских танкостроителей, которые гордились победой Красной Армии в Сталинградском сражении, где неодолимую ударную силу представляли собой бронетанковые войска.
Парткомы трех областей тогда обратились с письмом к Сталину, в котором заявили: «…Мы берем на себя обязательство отобрать в Уральский танковый корпус беззаветно преданных Родине лучших людей Урала». Отбор добровольцев был действительно жестким, ведь заявлений о желании воевать в соединении поступило в 12 раз больше, чем было необходимо. У «Дивизии черных ножей» появились свой гимн, написанный бойцами, и джаз-оркестр, который в 1944 году давал концерт и в Магнитогорске.
В составе 63-ей танковой бригады УДТК, куда вошли добровольцы Челябинской области, Борис Ерофеев участвовал в боях на Курской дуге, Украине, воевал на территории Польши, Чехословакии, Германии. Капитан Ерофеев служил начальником штаба 2-го танкового батальона. Среди его боевых наград есть редкая и ценная – орден Александра Невского, который вручали командирам Красной Армии за выдающиеся заслуги в организации и руководстве боевыми операциями и за достигнутые в результате успехи.
Сохранились воспоминания о боевом пути 63-й танковой бригады, в них приведено и письмо однополчанину Александру Мордвинцеву, комиссованному после ранения и поступившему учиться в вуз, подписанное в числе других Борисом Ерофеевым.
«Жми, Саша, на полные обороты, не давай пробуксовки и холостого хода. Пусть все чувствуют по ухватке и стилю работы, что ты — бывший фронтовик. Помни наш гвардейский наказ: не сдавать позиций без боя. Помни наш гвардейский закон: там, где наступает гвардия, — враг не устоит; там, где обороняется гвардия, — враг не пройдет!» – писали танкисты. Когда они бросили клич, однополчане собрали для Саши семь тысяч рублей «к стипендии» – чтоб приоделся получше и сходил за них в театр…
По местам боевой славы
Боевое братство танкистов Челябинской области, сражавшихся в составе 63-й бригады, сохранилось на долгие десятилетия. И когда в 1965 году после многолетнего перерыва в Советском Союзе вновь широко отпраздновали День Победы, ветераны бригады приняли решение непременно проехать по местам боевой славы Уральского добровольческого танкового корпуса. Эта поездка, состоявшаяся летом 1966 года, стала одной из первых инициатив ветеранского движения в Челябинской области, да и во всей России. Среди восемнадцати ветеранов 63-й бригады, отправившихся тогда в путь, был и фотокор «Магнитогорского рабочего» Борис Ерофеев.
Остались и фотографии из той поездки. На одной из них Борис Ерофеев в украинском Каменце-Подольском вручает шкатулку с уральской землей руководителям города, где воины бригады участвовали в разгроме крупнейшей вражеской группировки. Челябинские танкисты-гвардейцы первыми ворвались в Каменец-Подольский, который немцы превратили в город-крепость, разместив в нём почти десятитысячный гарнизон, усиленный танками и артиллерией. Гитлеровское командование отдало приказ удерживать город любой ценой, пока с востока не подойдёт подкрепление.
Командир танковой бригады, подполковник Михаил Фомичёв, принял решение взять Каменец-Подольский хитростью. Бригада, включив фары и прожектора, пошла на город. Немцы пошли навстречу, приняв наши танки за долгожданное подкрепление. Танкисты радостно махали руками в ответ врагу, перезаряжая тем временем пушки и автоматы. Только когда челябинские машины ворвались на улицы города, немцы поняли, что произошло.
Торжественная встреча с освободителями 1966 года прошла в Каменце-Подольском в сквере Танкистов у памятника, посвященного бойцам 4-й танковой армии и 10-го гвардейского Уральского добровольческого танкового корпуса.
Еще одна фотография, на которой запечатлен Борис Ерофеев, была передана в Объединенный государственный архив Челябинской области родными участника Великой Отечественной войны, знаменосца и командира разведки взвода 63-й гвардейской Челябинской танковой бригады Александра Соколова.
На ней участники памятной поездки запечатлены с министром внешней торговли СССР Николаем Патоличевым, во время Великой Отечественной войны бывшим первым секретарем Челябинского обкома ВКП(б) и одним из главных организаторов Уральского добровольческого танкового корпуса.
Из недавно опубликованных воспоминаний ветеранов-танкистов известно, что в путь ветераны отправились при поддержке областного военкомата и обкома ВЛКСМ, который в то время возглавлял Виктор Поляничко. Решили ехать от Москвы до Львова на автобусе.
Летописец похода Сергей Кестер рассказал о встрече делегации с Николаем Патоличевым и его важной роли в организации памятного рейда.
В Москву делегаты прибыли 28 июня, а на следующий день должны были выехать по маршруту боевого пути. Однако по какой-то причине ЦК ВЛКСМ не договорился о транспорте для делегации. На помощь пришел Николай Патоличев. 30 июня состоялась теплая встреча с министром. Николай Семенович встретил ветеранов-танкистов со слезами на глазах, делился воспоминаниями, внимательно выслушивал каждого из гостей. Узнав о вынужденной задержке ветеранов в Москве, он поручил своему помощнику заняться вопросом поиска автобуса. И автобус ветеранам выделили, причем лучшие водители боролись за право провезти бывших танкистов по местам боевой славы.
… Коллеги из «Магнитогорского рабочего» запомнили Бориса Ерофеева шутником и заядлым рыбаком. В красном уголке нашей редакции проходили встречи с артистами. Однажды два аккордеониста исполняли песни «по заявкам слушателей». И сотрудник типографии «МР» Михаил Терехов заказал песню «Корреспондентская» («От Москвы до Бреста нет такого места…»), которую посвятил бывшему фронтовику Борису Николаевичу. Сотрудники редакции и типографии встретили ее овациями.
Слово о боевом товарище
В начале 1970-х годов Борис Ерофеев, тогда уже гвардии майор запаса, стал гостем встречи с «красными следопытами» магнитогорского детского клуба «Орбита», разыскивавшими сведения об известных земляках. Руководил следопытами рабкор «Магнитогорского рабочего» Николай Путалов. На память о той встрече осталась памятная запись.
Борис Ерофеев, активист ветеранского движения 63-й танковой бригады, рассказал ребятам о боевом пути Уральского добровольческого танкового корпуса и одной из его легенд – Герое Советского Союза магнитогорце Иване Романченко, сведения о котором искали следопыты. Борис Николаевич помог наладить связь с однополчанином, проживавшим после войны в Полтавской области, и в 1971 году Иван Романченко побывал в Магнитогорске.
От Бориса Ерофеева ребята узнали, что в Магнитке Иван Ефимович работал слесарем стройуправления №4, трудился на строительстве пятой домны ММК. В 1943 году он записался добровольцем в Уральский танковый корпус, где начинал службу заряжающим. Отличившись в боях, Романченко стал командиром танкового экипажа. Его машина всегда шла в голове колонны, в числе первых экипаж форсировал реки. Танк Ивана Романченко «Комсомолец» за десять дней уничтожил около двухсот вражеских солдат, десяток машин с боеприпасами, семнадцать пулеметов, два бронетранспортера и другую технику. Экипаж под командованием магнитогорца направляли в самые трудные места. Иван Романченко тринадцать раз горел в танке во время горячих сражений.
Фото ОГАЧО, kamienec.livejournal.com, архив Николая Путалова