Гибель империи. Ученые из Магнитогорска прокомментировали нашумевший фильм

В апреле 2021 года завершилась демонстрация сериала «Гибель империи. Российский урок», посвященного событиям февраля 1917 года. В фильме дана авторская трактовка объективных и субъективных обстоятельств падения монархии и гибели Российской империи в феврале 1917 года.  

Своим мнением после просмотра фильма мы попросили поделиться доктора политических наук, профессора, директора института экономики и управления МГТУ имени Носова Наталью Балынскую и кандидата исторических наук, доцента кафедры  ГМУиУП этого же института Василю Гафурову. Ответ ученых – обстоятельный и подробный мы и представляем читателям «МР-инфо».

Проблема предательства элит в России

Ключевая проблема для России во все времена – предательское поведение элит. На протяжении всей нашей истории очень многое зависело от ориентации национальной элиты. В случае, если элита была ориентирована на развитие государства – оно двигалось вперед. Если же преобладали личные интересы, то это приводило к заговорам, дворцовым переворотам.

Февраль 1917 года: заговор элит, свержение монархии, падение империи. Мы привыкли рассуждать о том, что царскую Россию погубили большевики. Автор фильма фактически опровергает эту идею.

В конце XIX – начале XX века в России отмечался стремительный экономический рост. По темпам экономического роста Россия была одним из мировых лидеров. Россия кормила весь мир, по экспорту зерна занимала первое место в мире. Положение на фронтах Первой мировой войны к началу 1917 года выправилось, Россия готовилась к решающему весеннему победному наступлению. Никаких нерешаемых проблем в стране не было. Но наблюдалось противоречие между властью в лице императора Николая II и обществом (Государственная дума, политические партии, общественные организации) – противостояние и борьба бюрократической и политической элит. К февралю 1917 года вызрело несколько заговоров: в Государственной думе, внутри императорской фамилии, среди генералитета. Эти заговоры и предательство со стороны членов царской фамилии, князей, государственных чиновников и военных генералов было первой основной причиной падения самодержавия.

Февраль стал следствием заговора, в котором виновата не только национальная элита, но и наши союзники, руководствовавшиеся как нежеланием отдавать России контроль над проливами, так и страхами перед угрозой заключения сепаратного мира с Германией. Но их усилия не увенчались бы успехом, если бы не было предательства со стороны национальной элиты. Именно предательство части элит стало причиной краха России и последующей гражданской войны. И ее поражения в войне мировой – тогда, когда победа в ней действительно уже была близка.

В условиях Первой мировой войны были созданы Военно-промышленные комитеты. Созданные изначально по причине того, что государство не справлялось с новой моделью военной экономики, они довольно быстро встали в оппозицию к царскому правительству. В нормальной ситуации ВПК стали бы частью того, что сейчас называется «гражданское общество», на которое, в том числе, опирается власть. Но шла война. И те же промышленники из ВПК видели, что власть просто не справляется с этой войной.

Фактически национальные элиты совершили переворот в феврале 1917 года. В результате, придя к власти, они не только не решили стоящих перед обществом проблем, а только усугубили их. Это была по факту революция «в верхах и для верхов», поэтому она и была обречена, что подтвердила Октябрьская революция 1917 года.

Мода на революцию и на конституцию

Российскую империю погубили не большевики – ее погубило прогрессивное, передовое, европейски ориентированное общество. Лучшие люди, они мечтали о свободной России и ненавидели существующую власть всеми фибрами своей души. В начале XX века абсолютное большинство было настроено против монархии. Русская интеллигенция двести лет говорила о конституции, и ровно в тот момент, когда это стало достижимым в рамках империи, она ликвидировала монархию, ввергла страну в смуту и хаос и обрекла ее на новую революцию, революцию «низов».

Русское образованное общество в начале ХХ века было чрезвычайно увлечено идеями о том, что будет с Россией завтра. Люди хотели построить свободную, демократическую, развивающуюся страну, вырваться из средневековой архаики, в которой 90% населения составляют неграмотные крестьяне. Но в феврале 1917 года способствовали свержению монархии. Как в свое время написал В. Розанов:  «насладившись в полной мере великолепным зрелищем революции, наша интеллигенция приготовилась надеть свои мехом подбитые шубы и возвратиться обратно в свои уютные хоромы, но шубы оказались украденными, а хоромы сожжены». 

Еще одна проблема российского общества, отмеченная митрополитом Тихоном – это вековой русский инфантилизм, желания некоего чуда, которое вот прямо завтра должно изменить всю жизнь. Отсюда его податливость на провокационные речи. В феврале 1917 года большинство повелось на популистские речи о свободе, равенстве и братстве.

Уроки истории

Предательское поведение элит, карьеризм военных и увлечение интеллигенции революционными идеями погубили российское государство в начале XX века, причем те же проблемы грозят сегодняшней России.

Россия достаточно долго шла к революционным событиям, у краха империи было множество причин, но ценность фильма митрополита Тихона заключается в том, что он фокусирует внимание зрителя на разрушительном для страны состоянии гражданского общества – той сферы, влияние на которую в силах оказать каждый человек.

Важным уроком для нашего общества должно стать недопущение проникновения и распространения экстремистских идей, особенно в молодежной среде. Именно это стало питательной почвой для роста антиправительственных настроений в феврале 1917 года. Сегодня мы обязаны уделять внимание воспитанию молодежи. Распропагандированное студенчество в имперской России всегда было инструментом для свержения власти. Сегодня тоже есть опасность того, что иностранные «партнеры» и их контрагенты внутри России будут пытаться активно привлекать молодежь и стараться использовать ее для дестабилизации страны.

Для того чтобы не случались революции «политическая система должна сама себя регулировать: где нужно – должна закручивать гайки, а где надо – откручивать, сама себе делать периодически техосмотр, а иначе произойдет авария».

Тема, поднятая митрополитом Тихоном особенно актуальна для нас. Сегодня наша страна оказалась в сложной ситуации, мы находимся в условиях противостояния с Западом.  Мы должны помнить о том, что Западу никогда не была нужна самостоятельно развивающаяся сильная Россия. Задача политически активной части нашего общества сегодня – не допустить раскола в обществе, его радикализации и формирования экстремистского сообщества, пользующегося общественными симпатиями. Необходимо искать пути решения возникающих проблем, вести диалог между властью и гражданским обществом. Мы должны задуматься об уроках, которые уже были в нашей стране и помнить о том, что «революция пожирает собственных детей». И закончить рассуждения высказыванием великого русского историка В.О. Ключевского: «История не учительница, а надзирательница: она ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков».

Exit mobile version