По неформальному установлению завтра, 31 января, в России отмечают день рождения водки.
Появление ее связывают с именем Дмитрия Менделеева, чья докторская диссертация называлась «О соединении спирта с водой». Ученый в 1865 году разработал рецептуру водки под названием «Московская особенная» (впоследствии – «Московская особая»), которая была запатентована как русская национальная водка.
Фундамент трезвости
Во второй половине XVIII века русская водка была только «домашнего» производства, чем гарантировалось ее высокое качество, ибо она предназначалась главным образом для стола привилегированных слоев общества и очищалась исключительно естественными животными белками-коагулянтами. Так, на шесть ведер водки первой гонки полагалось как минимум одно ведро молока или полведра яичных белков. Многие вельможи считали престижным иметь водки с ароматизаторами – анисовую, березовую, вишневую, грушевую, дынную, ежевичную, желудевую, зверобойную, ирговую, калиновую, лимонную. Порой во время застолий устраивалось своеобразное развлечение, которое состояло в том, что гости задумывали слово и наливали в рюмку по несколько капель разных водок на каждую букву этого слова, а хозяин по вкусу смеси пытался определить задуманное. Это свидетельствует не только об изобретательности русских составителей «коктейлей», но и об их высокой культуре питья, ибо главным было сохранение ясности ума, трезвости суждения.
Современная водка – это результат не только выработанной на основе векового опыта традиции применения натуральных средств как в основном сырье, так и в очистных методах, но и результат глубокого научного поиска и расчета, что гарантирует получение химически чистого, безвредного продукта. Без сытной закуски водка не в состоянии раскрыть все свои свойства – это необходимый для нее фон, закуски дают напитку возможность оттенить лучшие вкусовые качества и в то же время не оставляют шансов для опьянения. При правильной закуске человек всегда может полностью контролировать себя и получать от употребления водки лишь стимулирующий эффект, а не грубое опьянение.
Битва за «сухое бытие»
В СССР было проведено пять больших кампаний, когда резко ограничивался выпуск и продажа спиртных напитков. Последняя, самая масштабная, была в 1985–1987 годах. Трудно забыть дикие очереди, давку и драки у винно-водочных магазинов, как и проведение безалкогольных свадеб, когда публика «не знала», чем запивать тост: «Горько!» Многие находили замену хмельным напиткам. В ход пошли не только самогон, но и всевозможные заменители: одеколон, денатурат, растворители, лосьоны, медицинские настойки на спирте. В результате была масса отравлений суррогатом. Во времена развитого социализма главным борцом с пьянством стала советская жена. Когда терпению наступал предел, она шла ябедничать на пьющего мужа в партком или профком. На основании заявления мужика запросто определяли в лечебно-трудовой профилакторий (ЛТП). А это режимное предприятие с принудительным трудом. Здесь и карцер был, и забор с колючей проволокой. А если учесть, что большинство попадало туда по решению суда, то лечиться выпивохи просто не хотели и умудрялись достать спиртное. Да и не лечили там. По сути это была просто изоляция от общества.
Вводился запрет на торговлю хмельным в вечернее и ночное время. Действовало возрастное ограничение. А еще по указанию сверху по всей стране в трудовых коллективах начали спешно создавать отделения Всероссийского добровольного общества борьбы за трезвость (ВДОБТ). Магнитогорск, конечно, не был исключением. Случались в формате этой антиалкогольной кампании и откровенно курьезные случаи. Например, в то время в «МР» был опубликован фельетон о первом заседании одного из таких местных отделений ВДОБТ. Когда дело дошло до так называемого «шестого вопроса», предполагающего «обмытие» принятых решений, участники настолько увлеклись, что в итоге весь актив вместе с портфелем учредительных документов угодил в вытрезвитель. На прощание каждый клиент должен был оплатить счет «за услуги». В качестве десерта на производство отправлялась соответствующая «телега».
Вспоминая историю борьбы с этим социальным злом, мы понимаем, что запрещения, директивы, суровые наказания, распоряжения, предписания и проповеди, устремленные к его искоренению или хотя бы сокращению, в основном оставались тщетными. Так и жили под лозунгом «Водка – мерзость, водка – яд, но сто грамм не повредят».
Выпьем за трезвость!
– Как вычислить приемлемую дозу? Никак, – считает водитель такси Светлана Ташукова. – Это как у тараканов спрашивать: «Какая для вас оптимальная доза дихлофоса?» Нисколько пить не надо. Просто уяснить для себя, что спирт – сильнейший яд. Абсолютно не могу понять любителей: «нагрузятся», а на следующий день после пьянки свои мозги в унитаз сливают – где тут удовольствие?
– У меня внучка в больнице работает, – говорит пенсионер Сергей Еременко, – объясняет, что яд в лечебных дозах становится лекарством. Соответственно, при определенных заболеваниях в нужных дозировках может оказывать целительное действие. Думаю, проблема в том, что в этом качестве алкоголь никто не рассматривает, кроме врачей.
– Что за сложившийся стереотип, что на праздники нужно обязательно выпить? – задается вопросом учитель физкультуры Андрей Терехов. – Я считаю, нет такого повода, чтобы травить организм. Особенно когда пьют на свадьбе молодожены, так сказать, за будущее детей. Слышал, что в царской России брачующимся не давали и капли в рот. И ведь самое-то
нелепое, что все пьют за здоровье!
– Я немножко о другом, хотя про то же, – говорит нотариус, активист Магнитогорской общественной палаты. – Мне всегда неприятно, когда кто-то хает наше отечественное – товары не те, образование не то, законы неправильные. А русскую водку ругать просто нелепо. Она самая лучшая в мире. И продукт этот нисколько не виноват в том, что кто-то меры не знает. Цивилизованный, просвещенный, культурный человек никогда не напьется до положения риз.
– В первый раз слышу, что существует особенный день рождения русской водки, – признается продавец продовольственного магазина Вера Тулухина. – Стою за прилавком и вижу, что этот праздник празднуют и в будни, и в выходные. Показатель продаж круглый год стабилен – два ящика водки в день уходят легко. Разумеется, детям не продаем.
– Конечно же, пьянство – явление нехорошее, – уверен студент Виталий Слободнюк. – И охотно верю, что в России пьют гораздо больше, чем в государстве Лихтенштейн. Так ведь у нас и народу погуще будет…