Квадратура заколдованного круга. Его величество – учительский эксперимент

В Магнитогорске состоялся финал городского конкурса «Учитель года». 

Финалисты четырех номинаций городского конкурса – «Педагог дошкольного образования», «Педагог дополнительного образования», «Учитель школы» и «Педагог-воспитатель» представляли свои мастер-классы 27 и 28 января. Кроме того, каждого из участников ждала «битва» с коллегами, которая проходила в форме дискуссии, импровизации, «круглого стола» и обмена опытом.
В номинации «Учитель школы» в этом году принимало участие рекордное число педагогов – восемнадцать человек, пять из них вышли в финал. Критериями оценки для жюри под председательством начальника управления образования города Александра Хохлова служили профессиональная, коммуникативная и информационная компетентность финалистов. Баллы начислялись за каждый из двенадцати показателей, среди которых были, например, актуальность предлагаемой проблемы, способность к импровизации, технологичность. Впервые в оценке вышедших в финал «Учителя года» было задействовано общественное жюри, членами которого стали родители школьников, специально для этого прошедшие курсы повышения квалификации, и старшеклассники образовательных учреждений города.
Безусловно, каждая из заявленных педагогами на мастер-классах проблем является актуальной. Например, учитель информатики многопрофильного лицея №1 Алексей Хорев наглядно демонстрировал, как превратить мобильный телефон на уроке из досадной помехи в эффективный инструмент образовательного процесса. За двадцать минут, в течение которых продолжался его мастер-класс, он успел познакомить присутствующих со множеством функций телефона, которые могут быть полезными в школе. Помимо калькулятора, диктофона, секундомера, словаря, электронного учебника, записной книжки в привычном для нас приспособлении может быть много других нужных школьнику опций. Мобильник может служить, к примеру, пультом управления для лего-роботов, пособием для изучения устройства компьютера, с его помощью под силу осуществлять геотрекинг, то есть определять местоположение владельца и видеть траекторию его движения. А в конце мастер-класса зрителям был продемонстрирован познавательный фильм о Магнитогорске, созданный менее чем за двадцать минут при помощи того же мобильного телефона.
Рост популярности зарубежных поездок среди россиян породил определенные проблемы межкультурной коммуникации, над которыми размышляла во время проведения своего мастер-класса учитель иностранных языков гимназии №53 Елена Никулина. На эти размышления ее натолкнула реальная запись в блоге российского туриста, который, не зная обычаев чужой страны, чувствовал себя там не в своей тарелке. А ведь пренебрежение знанием культурных традиций может быть чревато и более плачевными последствиями, вплоть до межнационального или межрелигиозного конфликта. Выход из конкретной проблемной ситуации, описанной в интернет-блоге, был найден участниками мастер-класса при помощи изучения русских и французских пословиц и поговорок.
Его величество эксперимент задавал тон мастер-классу учителя физики школы №13 Светланы Ивановой. Участники под ее руководством доказывали экспериментальным путем свойства жидкости, а в конце даже пытались скатать из нее шарик.
Учителя математики Алена Крафт (школа №64) и Ирина Казьмирчук (школа № 59) разрешали извечную проблему – как сделать этот непростой предмет понятным и близким ученикам? Алена Васильевна на примере темы окружности пыталась сделать математические знания «живыми», наделенными для каждого из учеников личностным смыслом. Для этого «подопытные» коллеги не только чертили графическую и создавали из подручных материалов объемную модель, составляли терминологическую цепочку, но и подбирали к ключевым понятиям темы крылатые фразы и ассоциации с художественными образами и событиями собственной биографии. И вот окружность стала заколдованным кругом, а ее центр – пупом земли…
Красивое решение проблемы вычисления площади различных геометрических фигур предложила апологет «чувственной математики» Ирина Юрьевна, которая утверждает, что математика – вовсе не сухая наука и не мир безмолвных цифр. Формулы для вычисления площади треугольника, трапеции, параллелограмма и даже круга, оказывается, можно вывести путем несложных логических операций. Для этого нужно лишь знать простейшую формулу вычисления площади прямоугольника и иметь перед глазами наглядный образец фигуры, площадь которой нужно найти. Помощниками находчивого учителя все фигуры были превращены в прямоугольники, и все необходимые формулы были мгновенно выведены отнюдь не математиками.
Победители городского конкурса педагогов, имена которых объявят в ближайшее время, будут представлять Магнитогорск на областном конкурсе «Учитель года-2015».
Exit mobile version