Историко-художественный фильм «Гидра», снятый в Магнитогорске в 2014 году, примет участие в Московском кинофестивале.
Накануне Нового года режиссер картины Игорь Гончаров, съемочная группа и актеры драматического театра имени Пушкина, занятые в фильме, встретились с журналистами.
Иван да Акулина, Андрей да Марья
Действие фильма начинается в современной действительности. Ребята из казачьего кадетского класса (в их роли выступили ученики магнитогорской школы №38) приходят в краеведческий музей. Роль директора музея Александра Александровича
– в фильме это довольно мистический персонаж – сыграл актер Петр Ермаков. Во время экскурсии учительница Анна Борисовна (актриса Мария Маврина) «проваливается» в прошлое, где трансформируется в казачку Акулину. Действие картины продолжается в XIX веке в станице Магнитной.
В основу сюжета легли реальные события, описанные в очерке «Хивинка» войскового старшины Оренбургского казачьего
войска Никандра Бухарина (образ рассказчика в фильме воплотил актер Владимир Богданов), изданном в 1892 году и повествующем о жизни оренбургских казаков в тридцатые годы XIX века. Акулина и ее муж Иван (актер Андрей Майоров) попадают в киргизский плен, в котором казачка проводит шесть лет. Уже немолодую Акулину, рассказывающую Бухарину историю своей жизни, сыграла актриса Марина Крюкова, которую потряс очерк казака.
– Для меня это история о силе женской природы, – говорит Марина Павловна. – Такие роли всегда интересны для актрисы. Удивительно, как женщина, попавшая во все эти перипетии, не изменила веру, преодолела все искушения… Еще это
история о силе притяжения земли, куда она возвращается.
Образ царя Ивана Грозного, появляющийся в прологе картины, воплотил артист театра оперы и балета Александр Семивражнов. Петру Ермакову в «историческом» пласте фильма досталась роль оренбургского губернатора, в массовых сценах картины задействованы казаки станицы Магнитной, одного из персонажей массовки играет литературовед и кинокритик Татьяна Таянова.
Киноэкстрим для киноманьяков
Историю съемок фильма «Гидра» можно назвать героической. Потому что состоялась картина благодаря человеческому энтузиазму и самоотверженности. Во-первых, ее бюджет минимален: в съемках участвовала одна-единственная камера, актеры снимались бесплатно, с «ГАЗелью» для выездов в район озера Банного, а также в деревню Теляшево, где проходил съемочный процесс, помогли родные Игоря Гончарова, костюмами поделились Магнитогорский драматический театр имени Пушкина и Челябинский театр драмы имени Наума Орлова. Наверное, в итоге все получилось потому, что Гончаров не мыслит себя без кино и способен бесконечно искать новые и новые возможности во что бы то ни стало продолжать съемки. За это главреж магнитогорской драмы Максим Кальсин и назвал киношников маньяками в хорошем смысле слова.
Во-вторых, магнитогорским «киноманьякам» приходилось доснимать летние сцены на декабрьском морозе, а также в стылой деревенской избе, погружаться в воды озера в конце октября, показывая при этом мастер-класс по задержке дыхания, стоять на коленях на дне наполненного водой бассейна, осваивать навыки верховой езды и косьбы. И даже успевать уворачиваться от копыт норовистых деревенских коней – случайно «пойманный» кадр, где лошадиное копыто пролетает в считанных сантиметрах от лица Андрея Майорова, вошел в фильм. Что тут говорить о таких мелочах, как не единожды разбитые в кровь колени, слезящиеся от мороза и ветра глаза, которыми нужно было изобразить долгий твердый немигающий взгляд, одежда, подпаленная около жаркой деревенской печи…
По сценарию в плену у казачки Акулины рождается ребенок, которого, пока она была после родов без сознания, унесли киргизы. Озвучивание сцены родов и поиска потерянного ребенка происходило в стенах библиотеки. Тогда Мария Маврина, по словам Игоря Гончарова, «включила бессознательное», и он опасался, что, услышав нечеловеческие крики актрисы, кто-нибудь вызовет полицию. В соседнем помещении заседал в это время клуб эзотериков, которые твердо решили на фильм не ходить… Словом, процесс съемок был в высшей степени творческим: изначально фильм замышлялся как 20-30-минутная короткометражка, в итоге «натворили» приблизительно на 110 минут.
Поживём – увидим?
Хотя картина названа историко-художественной, главное в ней, как считает Игорь Гончаров, не столько воссоздание исторических реалий, сколько возможность сделать ощутимыми ход времени, связь времен, взаимодействие настоящего и прошлого в данной географической точке и в этом ракурсе поразмышлять о смысле жизни человеческой. Фильм даже символически начинается с монолога Гамлета, которому принадлежит знаменитая фраза «распалась связь времен». По признанию режиссера, на самом деле в его исканиях общечеловеческих истин «привязка» к местному материалу, безусловно, лестная для магнитогорцев, не была принципиальной.
– В каждой местности есть такие уникальные истории, – говорит режиссер. – Важно передать человеческую душу, ее непрерывность, бессмертность.
И все же цель докопаться до истины – кто есть казак на самом деле, и избавиться от современного, несколько «декоративного», по выражению Игоря Гончарова, представления об этом сословии, тоже была. Режиссеру важно свести современника, живущего на нашей земле, с его далеким предком.
«Гидра» – второй полнометражный фильм Гончарова, в 2013 году снявшего документально-художественную ленту «Вариации на тему пустоты, или Дело №4917», за основу сюжета которой были взяты события из биографии Бориса Ручьева. Некоммерческий закрытый показ «Гидры» состоится 5 февраля в драматическом театре, затем фильм будет
представляться на конкурс Московского международного кинофестиваля, в случае успеха у картины будет шанс попасть в прокат. Ее сценарий уже признан лучшим на Челябинском фестивале «Южный Урал, я люблю тебя».
А «неожиданный киновсплеск в Магнитогорске», как назвал все произошедшее главный режиссер драматического театра имени Пушкина Максим Кальсин, являющийся членом жюри кинофестиваля Real Heros, навел главрежа на мысль о том, что в нашем городе должна открыться киностудия. И пусть мечты эти пока еще очень далеки от реализации в силу недостатка финансов, в резерве у магнитогорцев уже имеются новые сценарии, ждущие своего воплощения.
Фото Елена СМИРНОВА