Специалисты городской детско-подростковой психиатрической службы отмечают рост количества детей с депрессивными расстройствами. Профилактическую и медицинскую помощь таким детям осуществляют на базе областной психоневрологической больницы №5.
«Пропало желание делать что-либо…»
Хрупкая девочка лет тринадцати сидит в уголке дивана перед кабинетом психолога. На лице маска с забавным принтом – мордочкой то ли кошки, то ли собаки. В руках, конечно же, телефон. Зная правила, обращаемся к руководству «Лучика» за разрешением задать несколько вопросов ребенку. Получив согласие законных представителей, узнаем следующее.
Диане 15 лет. Сегодня она пришла на четвертое занятие к медицинскому психологу Елене ЧИЖОВОЙ. Обратилась за помощью сама. С чем пришла?
В начале сентября прошлого года у девочки пропало желание делать что-либо:
«Рисовать, допустим. А я люблю рисовать. Учиться, общаться с кем-то. Я перестала видеть в этом смысл. Это было постепенно. Переходный возраст. Дело не только в друзьях, но и в семье. Семья неполная, живу с бабушкой».
В разговоре выясняется, что с отцом Диана время от времени общается. Как выражается сама девочка, контакт есть. Очевидно, его недостаточно. Особенно в последние два года. Осенью 2020 года в центр первичной психопрофилактики «Лучик» Диана пришла с мыслями о самоубийстве.
Из разговора с психологом:
‒ Ну жизнь же интересная… Никогда не чувствовала?
‒ Чувствовала. Просто не для меня будто.
‒ Весь мир есть, но он не для тебя, да?
В ответ девочка кивает.
‒ Мы с тобой успели позаниматься, скажи, это как-то помогло?
‒ Думаю, да. Я еще не все свои проблемы решила. В каком-то плане помогло, в каком-то предстоит позаниматься.
Впереди у Дианы и Елены Валерьевны еще несколько занятий. С помощью психолога девочка поняла, почему отношения с родными складываются так, а не иначе. Что есть для этого и объективные причины. Поменялось у ребенка и отношение к себе. Диана перестала зацикливаться на том, как ее оценивают другие. Стала ценить свое мнение. Ну и главное, ушли мысли о смерти.
«Мы живем как соседи…»
В «Лучике» оказывают специализированную психотерапевтическую и психопрофилактическую помощь детям и подросткам в возрасте от трех до 18 лет. Детей до 15-летнего возраста специалисты центра консультируют с согласия законных представителей, после 15 лет подростки, согласно закону о психиатрической помощи, имеют право обращаться к специалистам психоневрологического профиля самостоятельно. Центр основан для оказания помощи детям и подросткам с нервно-психическими и поведенческими нарушениями: с депрессивными, тревожно-фобическими, невротическими расстройствами. С суицидальными мыслями и проявлениями.
Говоря о проблеме суицидального поведения и причинно-следственной связи, медицинский психолог отмечает, что дети с суицидальной настороженностью, как правило, не чувствуют поддержку в семье. Кроме этого, подростки зачастую испытывают недоверие к взрослым. И если у детей можно констатировать излишнюю прямолинейность в суждениях, то проблема взрослых (а именно родителей) ‒ в нежелании обсуждать с психологом ошибки воспитания с их стороны. Родители фиксированы на неких потребительских тенденциях, на том, чтобы ребенка обеспечить, чтобы у него телефон, гаджет был не хуже, а искренним детско-родительским взаимоотношениям уделяется крайне мало внимания. Дети, приходя в центр, все как один говорят: «Мы живем как соседи. Я в своей комнате, родители в своей». В худшем варианте это постоянные склоки, скандалы. Когда родители не понимают детей, а дети не понимают родителей.
Конечно, очень часто такие дети страдают от одиночества, непонимания, чувства своей никчемности. И проговаривают мысли о нежелании жить. О том, что жизнь бессмысленна. В отсутствии духовного развития шестеро из десяти говорят: «А зачем жить, если жизнь тяжела? Мне надо будет идти работать, мне надо учиться, я этого не хочу. Я не хочу, как родители, горбатиться всю жизнь и жить от зарплаты до зарплаты». Психологи уверены, это происходит тогда, когда родители с детства подменяют ласку, общение и заботу покупкой игрушек, гаджетов. Они тяготятся поиграть, позаниматься с ребенком, научить необходимым жизненным навыкам и элементарным домашним обязанностям. Со временем запросы растут, удовлетворяться не могут, и ребенок теряет смысл своего существования.
Также проблемы у подростков связаны с самонепринятием из-за навязанных рекламой эталонов красоты, детям кажется, что они становятся неуклюжими, неловкими, обращают внимание на физические «недостатки».
«Предотвратить катастрофу…»
Депрессия – это медицинское заболевание. Качественное оказание помощи невозможно без назначения лекарственных препаратов. По словам Елены Чижовой, некоторые родители рассчитывают лишь на помощь психолога. Начитавшись статей в интернете, родители отказываются от медикаментозного лечения либо прерывают его без консультации с врачом. В таком случае рассчитывать на положительную динамику течения заболевания не приходится.
Нагрузка на врачей в последние годы выросла, и тенденция роста обращений сохраняется. Если семь лет назад в центр с выраженным депрессивным состоянием обращались один-два человека в месяц, сегодня за день на прием к врачу может прийти от четырех до шести подростков. Это очень большой поток. И очень тревожная тенденция, она подтверждается не только количеством обращений в центр профилактики, но и ростом консультаций в реанимациях Магнитогорска, связанных с медикаментозными отравлениями несовершеннолетних, пытавшимися свести счеты с жизнью. Только за прошлый месяц было проведено пять консультаций в ГАУЗ «ЦОМИД».
Усугубляет ситуацию суицидальной настроенности подростка не только отсутствие поддержки со стороны ближайшего окружения, но и поиск эмоционального подкрепления аутоагрессивного поведения в социальных сетях.
Помогать нуждающимся в психологической и психотерапевтической помощи детям удается. Есть различные психотерапевтические и психокоррекционные методики. С родителями проводятся консультации по вопросам воспитания и профилактике проблем у детей.
Елена ЦЕПАЕВА, заведующая детско-подростковым психоневрологическим диспансером ГБУЗ «ОПНБ №5»:
‒ На передовой борьбы с подростковой депрессией в Магнитогорске ‒ специалисты детско-подростковой психиатрической службы.
На базе ГБУЗ «ОПНБ №5» функционирует детско-подростковая служба, включающая в себя амбулаторную и стационарную службу. Амбулаторная представлена двумя подразделениями: ДППД и центром первичной психопрофилактики с дневным стационаром. В сферу деятельности амбулаторной службы входит оказание лечебно-диагностической психиатрической, психотерапевтической и психологической помощи детям и подросткам города в возрасте от трех до 18 лет.
Основная профилактическая помощь осуществляется на базе ЦППиППДП. В структуру центра входят психотерапевтический кабинет, кабинет психопрофилактики и детский дневной стационар. В каждом из звеньев работают многопрофильные бригады, состав которых различен в зависимости от проводимой работы.
Один из положительных моментов работы дневного стационара ‒ сохранение ребенка в социуме. Специально для этого стационар работает в две смены; дети продолжают ходить в школу, секции и кружки, что повышает их психологическую устойчивость в окружении родных, учителей, сверстников и позволяет проследить динамику клинических симптомов в среде их обычного функционирования.
Своевременное комплексное лечение и психопрофилактика в условиях детского дневного стационара помогают компенсировать личностные, невротические, соматовегетативные расстройства пациентов и способствуют длительной и качественной ремиссии психических заболеваний детей и подростков.
Врачи-психиатры осуществляют межведомственное взаимодействие с другими структурами города, разработаны программы по профилактики суицидов, врачи центра задействованы в медицинских профилактических осмотрах детско-подросткового населения на базах детских поликлиник города. Раннее выявление проблем у детей и подростков, своевременная маршрутизация позволяют вовремя предотвратить развитие тех или иных катастроф.
Похожие материалы
Фото Динара ВОРОНЦОВА