Организации по защите прав потребителей – буфер между государством и гражданами.
Пока такие позиции еще удерживаются, но делать это все сложнее.
Почему так происходит, хорошо знают в Объединении защиты прав потребителей Магнитогорска, которое по результатам своей деятельности стало первым в Уральском Федеральном округе. А председатель ОЗПП Владимир Зяблицев выбран на должность сопредседателя Союза потребителей России.
О том, в каких условиях сегодня приходится работать организации, Владимир Иванович рассказал в интервью «МР».
– Попасть в число сопредседателей сложно?
– Непросто: сопредседатель выбирается на три года, кандидатура на рассмотрение вносится по итогам работы организации. Магнитогорская организация признана самой эффективной в УрФО за последние три года. Результат нашей работы – бесплатная правовая помощь обратившимся, количество которых колеблется от пяти до семи тысяч в год.
– В чем заключается деятельность Союза потребителей России?
– Союз координирует деятельность общественных организаций, входящих в него, организует взаимосвязь, сбор статистических данных и изучение проблематики на территории того или иного округа. Соответственно, разрабатываются предложения от данного региона по поводу внесения изменений в действующее законодательство, их Союз потребителей России выдвигает в правительство и Госдуму.
– Различаются ли проблемы, которые волнуют потребителей, в зависимости от регионов?
– Они примерно одинаковы: отсутствие контроля за качеством продуктов питания, невозможность контроля ценовой политики, низкое качество технически сложных товаров, наличие фальсификата, контрафакта, проблема в сфере ЖКХ, невозможность проконтролировать деятельность управляющей компании, правовая неграмотность горожан.
– В чем трудности работы объединения, подобного нашему?
– Сегодня, когда все ориентировано на получение прибыли, существовать таким общественным организациям все труднее. Если в период с 1992 до 2000 годы потребительское законодательство в стране развивалось, то сейчас урезаются права общественных организаций, защищающих потребителя, появляются тенденции отстранить такие организации от проверки функций гражданского контроля, снижается размер штрафа для предпринимателей, нарушающих права потребителей. Сегодня в пользу потребителей решается всего 50 процентов дел, а не 90, как раньше. Потребителю в одиночку отстаивать права в суде все труднее, часть вопросов решается мировым соглашением. Мы – не адвокатская контора, наша задача – не выманивание денег путем затягивания процессов. Защита прав потребителей – трудоемкий процесс. Защищать надо не одного потребителя, необходимо создать систему защиты многих. В пределах нашего города система работает. Она несовершенна, но она есть. К примеру, в ситуации с дорогостоящими пылесосами понадобилось пять лет, чтобы защитить права потребителей. Но мы это сделали.
– Речь о пылесосах, которые продавали по немыслимой цене, и их нельзя было вернуть?
– Да. Потребитель имеет право на период охлаждения, то есть срок, в течение которого он может передумать и отказаться от купленного товара. В случае с пылесосами такого срока предоставлено не было. Этот товар относится к технически сложным, по закону обмену и возврату не подлежит, если он ненадлежащего качества. Их путем агрессивной политики «впаривали» потребителям, поскольку каждый пылесос стоит больше 100 тысяч рублей, предлагали рассрочку. По закону вернуть пылесос нельзя. Мы ежегодно участвуем в конференции потребителей-предпринимателей «Шаги навстречу», которую организует международная конфедерация общества потребителей, членом ее является и ассоциация прямых продаж, которая расположена в Москве и объединяет все организации, занимающиеся прямыми продажами, на территории РФ. фирма-продавец пылесосов не является членом этой ассоциации, она – член ассоциации прямых продаж Америки. Через американскую и русскую ассоциации мы добились принятия периода охлаждения, теперь потребитель в течение недели имеет право отказаться от подобного рода покупки. При этом, если он заключил кредитный договор, ему вернут уплаченные проценты по кредиту.
– Кодекс прямых продаж в данном случае оказался выше законодательства?
– Получается, так. Сейчас решаем аналогичную проблему в отношении фирмы, некорректно реализующей в Магнитогорске свои услуги, пакет документов будем отправлять в головную компанию. Фирма обещает диагностику на клеточном уровне и предоставляет медицинские услуги в виде обследования, по результатам которого предлагается приобрести соответствующие биодобавки – бады. Наши специалисты выяснили, что для «диагностики на клеточном уровне» используется… обычный массажер, то есть сотрудники этой фирмы вводят потребителя в заблуждение. Человек оказывается под воздействием рекламы по приобретению бадов. Здесь нет факта мошенничества, нет факта нарушения предпринимательской деятельности. Мы будем воздействовать на эту фирму через головную компанию, которая также является членом ассоциации прямых продаж. Если местная фирма не поменяет свою политику продажи продукта здесь, ей перестанут присылать для распространения бады из головного предприятия.
– Многие ли компании работают по принципу запугивания и введения в заблуждение?
– Недобросовестный бизнесмен не будет заключать договор на оказание услуг, не даст документ, подтверждающий факт покупки, чтобы у вас не было доказательств ее совершения. Будет привлекать минимальной ценой. Мы научились работать с сетевиками, которые «гнули свою политику» и мало считались с потребителями. Одно из направлений нашей работы – профилактика, просвещение, повышение правовой грамотности людей. Ведем работу с бизнесом, с органами государственной власти, с населением. Создан и результативно действует консультативный совет по защите прав потребителей при МГТУ. Студенты могут в пределах вуза получить дополнительную помощь. Мы проводим обучающие семинары и лекции среди школьников и пенсионеров. Помимо этой деятельности участвуем в исследовательских работах по заданию Союза потребителей России.
– Объединение защиты прав потребителей оказывает бесплатные услуги, но у вас есть и платные?
– Да, мы предоставляем некоторые платные услуги, но их немного. Все же мы придерживаемся политики социальной направленности. У нас около десятка консультационных пунктов, где бесплатно консультируют население. Если поставить доходы во главе защиты прав, тем самым нарушится принцип выстраивания системы. Сейчас многие организации выживают за счет штрафов, которые они получают по искам от проигравших суды предпринимателей, не привыкших считаться с правами граждан. Законодатель подводит нас к тому, что при уменьшении размеров штрафов с нарушителей прав потребителей общественные организации будут вынуждены принимать в первую очередь «дорогостоящие» иски по строительству домов, по продаже автомобилей премиум класса, иски, штраф за которые будет солидный. Но кто тогда будет разбирать жалобы в отношении ЖКХ, домофонов, услуг связи, туристических услуг? Вот пример. В течение длительного времени жильцы одного из домов отмечали повышенный расход холодной воды. Никакие обследования результатов не дали. Мы совместно с представителями администрации города сделали проверку, выяснилось, что протекает труба, расположенная под бетонной плитой. Просто коммунальщики не хотели ее вскрывать… Соответственно, горожанам сделали перерасчет. Это дело не принесло нам прибыли, но проблема потребителей была решена. Поэтому, пока у нас есть перспективы развития, пока есть силы, руки опускать не будем и на территории УрФО останемся первыми по социально ориентированной деятельности, какими являемся и сейчас.