Причем дети пропали практически в один и тот же небольшой промежуток времени – в начале марта, сообщает сайт «МР-инфо».
Все городские социальные сети тут же облетели ориентировки на «потеряшек». Из дома в неизвестном направлении вдруг ушли два брата-погодки. Также неизвестно, куда подевался другой юноша. Чуть позже появилась ориентировка на девушку, которая, оказывается, уже с февраля не появлялась дома.
Горожане с нетерпением ожидали известий от волонтеров поисковой группы «Легион-Спас», которые обычно сообщают о найденных. К счастью, в течение недели в официальном сообществе «легиона» один за одним появились официальные подтверждения – «Найдены.Живы».
«Бегунки»
Почему вдруг участились случаи пропажи подростков, выяснял сайт «МР-инфо». Как правило, волонтеры, следуя негласному правилу, не распространяются по поводу причин пропаж, особенно это касается детей и подростков. Поэтому мы обратились за комментарием в отдел по делам несовершеннолетних в городскую администрацию.
Начальник ОДН Любовь Щебуняева пояснила, что в большинстве случаев на улицу детей толкает неблагополучие в семье. И это в меньшей степени относится к денежной составляющей, в большей – к равнодушию со стороны родителей. Подростки ищут на улице, отметила она, некую иллюзию свободы. Там их никто ничего не заставляет делать, не следит, не ругает. Ситуация с братьями-погодками из левобережья как раз из этой «оперы».
– В семье воспитываются младшие дети от второго брака мамы. Есть и отчим, с которым никак не складываются отношения. Поэтому парням проще уйти из дома, ночевать, где придется, находить случайные заработки, чтобы не сталкиваться с требованиями старших. Безнадзорность привела парней к частым пропускам школьных занятий без уважительной причины, употреблению психоактивных препаратов, у них обнаружена склонность к бродяжничеству, – рассказала Любовь Щебуняева.
При этом не все родители спешат подать заявление о пропаже ребенка, как в случае с пропавшей пятнадцатилетней девочкой, которая ушла из дома в конце февраля.
– Мама отсутствие дочери в школе объясняла болезнью, а в полицию заявление подала только после того, как тревогу забили педагоги. Со слов женщины, дочь жива и здорова, уже года два ведет разгульный образ жизни, часто самовольно покидает дом. Сейчас отправляет на телефон брата голосовые сообщения, фото, и этим старшие успокаиваются, – отметила начальник отдела по делам несовершеннолетних. – В отношении матери девочки полицейские составили административный протокол по ст. 5.35 ч 1 КоАП РФ (неисполнение родительских обязанностей по воспитано, обучению, содержанию и защите прав и интересов).
Однако, как выяснилось, все же дети и подростки в Магнитогорске стали реже убегать из дома. Как сообщили в отделе по делам несовершеннолетних, во время акции «Дети улиц» (в течение февраля) самовольно ушли шестеро ребят, тогда как в прошлом году за этот же период уже насчитывалось 14 случаев. Четверо нынешних бегунков – это «домашние» ребята. Причем один мальчик вообще не планировал уходить из дома, а просто задержался у друга, а родителей предупредить забыл.
Еще двое ребят «убежали» из интерната «Семья». К слову, в госучреждениях тоже уменьшились самовольные уходы воспитанников. Тенденция на снижение наметилась уже в прошлом году.
– В 2020 году самовольные уходы совершили менее 3% воспитанников от общего количества всех детей. Как правило, это подростки в возрасте 15-17 лет, с девиантным поведением, имеющие либо склонность к бродяжничеству, обусловленную отклонениями в психическом развитии, либо пагубную зависимость. С воспитанниками проведена коррекционно-педагогическая работа, – отметили в управлении социальной защиты.
Нагуляется – придет!
Именно так реагируют многие взрослые, когда слышат, что пропал подросток, говорят поисковики. Горожане редко откликаются на призывы выйти в рейд, если речь идет о «бегунке».
– На поиски детей общими усилиями удается собрать большое количество людей. Порой даже больше, чем мы могли ожидать. Но, когда речь заходит о подростках, на рейды выезжает от силы 5-10 человек. И то – это в основном постоянные волонтеры и родные пропавшего, – рассказывает командир поискового отряда «Легион Спас» Мария Бурдина.
Такая ситуация не может устраивать, признается она. Ведь речь идет, прежде всего, о детях, пусть уже и немного повзрослевших. Трудно предугадать, какие неприятности ждут подростка на улице. И пока многие кивают: «Нагуляется – придет», ребенок может оказаться в беде. Поэтому не реагировать на такие ориентировки – непростительная ошибка, уверена Мария:
– Видя в социальных сетях посты и ориентировки на тему «Пропал подросток!», не спешите его осуждать. Даже если есть достоверная информация о его неоднократных уходах из дома, потратьте минуту на репост! Не бойтесь «засорить» свою страничку. Это гораздо важнее, чем «няшные» кошечки и веселые цитаты. Ведь, возможно, на кону человеческая жизнь! Распечатайте хотя бы 5 ориентировок, чтобы, возвращаясь с учебы или работы домой, расклеить их на удобном вам маршруте. Ведь несложно сделать такой пустяк, потратив 5-10 минут? Несложно! А кому-то ваш поступок спасет жизнь или разбудит совесть. Ведь, несмотря на то, что он трудный подросток, дома его ждут родные.
Поисковики напоминают, что лица, не достигшие 18-летнего возраста, остаются детьми, как бы они себя не вели. А каждый ребенок обязательно должен быть найден!
Побег из дома
Распознать вероятный побег не всегда возможно, объясняет психолог Алина Чинючина. Но просто так дети из дома не уходят, всегда есть причина.
– Большей частью все они идут из семьи. Это могут быть частые конфликты с родителями. Или – сложная семейная ситуация – развод родителей, появление отчима или мачехи, тяжелая болезнь кого-то из членов семьи, алкоголизм или наркомания кого-то из родителей, переезд в другую страну или другой город, – отмечает специалист. – Также свою роль может сыграть слишком жесткий контроль или гиперопека, слишком сильная занятость ребенка и полное отсутствие свободного времени. Тут же и страх наказания, эмоционально холодные отношения дома, безразличие взрослых к проблемам ребенка. Может сыграть и ревность – из-за рождения младшего брата или сестры.
Кроме этого среди причин встречается и агрессия или физические наказания в отношении ребенка. Травля в школе, во дворе, попадание под влияние значимых сверстников, особенно если дома есть что-то из вышеперечисленного, тоже могут повлиять на решение ребенка уйти из дома.
Распознать, что ребенок задумал «побег» внимательному родителю не составит труда. Насторожить должны любые «неполадки» в жизни ребенка. Даже сами по себе они тревожный маяк. Среди них подавленность, замкнутость, уход в себя, внезапные вспышки агрессии или обвинения, особенно в адрес кого-то из членов семьи. Но это далеко не все.
– Среди явных сигналов – постоянное плохое настроение и яркие проявления негативных эмоций, – говорит специалист. – Прямые угрозы сбежать из дома, упоминания об этом в подслушанных вами разговорах с кем-то. Высказывания в духе «как мне все надоело!» или «брошу все и уйду», «вот уйду от вас, тогда посмотрите!» (хотя это может быть и демонстративно, но все равно – сигнал о трудностях). Бойкот кого-то из членов семьи. Проблемы с учебой (хотя это может и не быть), проблемное поведение в школе (особенно если раньше «все было хорошо, как подменили ребенка»). Открытые заявления, что в школу больше не пойдет или на улицу не выйдет, потому что его бьют (унижают, издеваются). Если увидели что-то – не ждите, принимайте меры, говорите с ребенком, ищите причину и устраняйте ее.
Что делать, если побег уже состоялся? Тут медлить нельзя – нужно искать. Если связаться с ребенком не удалось, его друзья молчат, родственники ничего не слышали, то сразу же нужно обратиться в полицию и к волонтерам. Важно вспомнить и описать одежду беглеца, составить список возможных мест, куда он мог пойти, особых примет, привычек.
Еще хорошо проанализировать поведение ребенка перед побегом.
– Возможно, вы поймете причину и сможете устранить ее, – предлагает психолог. – Если беглец позвонил – говорить спокойно, без угроз и обещаний расправы, дать понять, что любите и принимаете его и расстроены его уходом. После возвращения – не ругать!!! И уж тем более не бить, не запирать и т.д., а поговорить, объяснить, как вы тревожитесь за него, любите и хотите, чтобы ему было хорошо. Пересмотреть отношения с ребенком. Если вина лежит на вас – попросить прощения. Постараться совместно устранить причину такого события. Обратиться к психологу – и самому, и предложить ребенку.
Контакты поискового отряда «Легион-Спас»:
Телефон горячей линии 8(351) 2-777-911
Командир отряда +7 (904) 932-67-10
В полицию можно позвонить по единому номеру: 112
Похожие материалы
Фото https://pixabay.com/,https://www.pexels.com/