Успешный человек как проект. Чему учат в Проектной школе МГТУ имени Носова?

Новое структурное подразделение вуза, которое действует в его стенах первый год, работает по программе среднего общего образования, реализуя технологический профиль обучения, однако учебный процесс здесь организован несколько иначе, чем в обычной школе.

В чем особенности целей и задач Проектной школы? Каких выпускников хотят увидеть на выходе из этого образовательного учреждения его создатели и руководители? Какие результаты обучения в Проектной школе видны уже сегодня? Об этом мы узнали, побывав в этом необычном учебном заведении. Подробнее в материале сайта “МР-инфо”.

В этот день проходило совместное мероприятие Проектной школы и школы №33 с углубленным изучением английского языка – квест «Изобретения и изобретатели», участники которого пытались определить предназначение необычных изобретений, отгадывали ребусы и отвечали на вопросы об истории вуза.

Новый подход и патриотическое воспитание

Разговор с куратором Проектной школы Ольгой Леонидовной НАЗАРОВОЙ, проректором по учебной работе МГТУ имени Носова, мы начали с вопроса о том, почему в основу образовательного процесса в учреждении положена именно проектная деятельность.

– Проектная деятельность сегодня включена в требования Федеральных государственных образовательных стандартов, – рассказывает Ольга Леонидовна. – Мы действительно в названии школы делаем акцент на нее. Сегодня ввиду многих глобальных тенденций проектная деятельность приобретает ведущую роль, решающее значение в успешной работе любого человека и предприятия. Ускоряется жизнь, ускоряются все процессы, и сам по себе процессный подход уже не дает ожидаемого результата. Нужно иметь какие-то более эффективные способы управления как своей собственной деятельностью, так и организацией, и на сегодняшний день этим требованиям отвечает проектный подход. Мы в данном случае делаем проектную деятельность эффективной за счет того, что не замыкаем ее внутри университета, а выводим на внешних заказчиков, привлекаем наших бизнес-партнеров, работодателей, научных деятелей к тому, чтобы проекты были интересными, значимыми и результативными.

Ключевых качеств, которые планируют воспитать в учениках Проектной школы, два. Это  умение брать ответственность за все, что происходит в твоей жизни, на себя, принимать решения и отвечать за них. А также целеустремленность и умение всегда доводить дело, за которое берешься, до конца. Поверхностный подход, бич многих сегодняшних школьников, не дает приблизиться к успеху, и в ребятах воспитывают серьезное отношение ко всему – начиная от выполнения рядового домашнего задания и заканчивая выбором жизненного пути.

– Любой вопрос нужно сначала изучить, как при написании диссертации – провести исследование: что в этой области уже сделано и как. При выполнении любого проекта мы оттачиваем эти навыки, – говорит Ольга Назарова. – Нужно глубоко погрузиться в тему, собрать команду, стать «сумасшедшим ученым», который живет своей идеей – тогда можно достичь успеха.

Однако сформировать эти качества не так легко, для этого ребятам и педагогам приходится много трудиться. Безусловно, заявленная миссия Проектной школы перспективна, однако ориентирована ли деятельность учреждения на усиление научного и технического потенциала города и региона, стоит ли перед школой задача привлечь лучших выпускников к обучению и работе в родном регионе?

– Проектная школа – это не предуниверсарий в смысле подготовки будущих абитуриентов для нашего вуза, – говорит Ольга Леонидовна. – Ее выпускники не несут никаких обязательств по поступлению в наш университет. Так же, как мы гордимся всеми нашими выпускниками – бакалаврами, специалистами, магистрами, аспирантами, так же мы, несомненно, будем гордиться и выпускниками Проектной школы, в какие вузы они бы ни поступили. Но в своей воспитательной концепции мы очень большое значение придаем патриотическому воспитанию и позиционированию каждого ребенка как личности, которая могла бы очень многое сделать на благо своего города, региона – Урала, Челябинской области. И предпринимательское мышление, которое мы хотели бы сформировать у детей, также, на наш взгляд, могло бы быть реализовано на данной территории. Мы приглашаем успешных предпринимателей нашего региона, которые рассказывают о том, как именно в нашем регионе они смогли реализовать себя. Надеемся, что эти примеры и эти усилия принесут результаты. Миссия нашего университета в Проектной школе – привить любовь к родине, стремление приносить пользу и работать на благо развития нашего региона.   

Путь к созданию Проектной школы был долгим и непростым. МГТУ имени Носова – федеральное учреждение образования, поэтому лицензию на образовательную деятельность Проектной школы необходимо было получить не на региональном уровне, а в Федеральной службе по надзору в сфере науки и образования. Поэтому требования к оснащению нового учебного заведения были очень жесткими – как с точки зрения обеспечения образовательного процесса, так и, например, с точки зрения создания условий обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Также необходима была очень глубокая содержательная проработка самой образовательной программы – потребовалось большое переосмысление того, что называется сегодня технологическим профилем обучения. Большая работа была проведена и в плане обеспечения литературой, подбора кадров – школе нужны были педагоги, которые работают очень результативно.

Профориентация как путь к счастью

Важнейшая составляющая жизни школы – разноплановая внеурочная деятельность. Один из ее компонентов, встроенный в образовательный процесс – тесное взаимодействие с Кванториумом, дополняющее подготовку в рамках технологического профиля.

Яркая страница внеурочной жизни ребят – профориентационная работа. В рамках проекта «В гостях дома» они посещают каждый институт родного вуза. И это не пассивное созерцание: школьники активно вовлекаются в квесты, деловые игры и другие формы активного взаимодействия, узнают о различных направлениях подготовки и областях науки. И благодаря этому идут к осознанию того, какая именно сфера деятельности их привлекает.

Нередко бывает, что студенты после первого, а то и нескольких лет обучения в вузе понимают, что ошиблись с выбором профессии, и идут поступать на другое направление подготовки. В результате теряют впустую годы жизни. А порой люди посвящают всю свою жизнь нелюбимой работе.  

– В результате мы имеем несчастливых людей, – сетует директор Проектной школы Юлия ЛАКТИОНОВА. – А когда здесь на ранних этапах мы проводим такую работу по профориентации, ребенок уже на этапе подготовки к сдаче ЕГЭ понимает, чем он хочет заниматься в жизни, потому что он все это посмотрел, потрогал руками реальное оборудование, попробовал что-то сделать. В нашем вузе представлены многие направления подготовки, пожалуй, все, кроме медицины и сельского хозяйства. Все остальное мы можем показать нашим детям. Так мы, например, потеряли одного из ребят в рядах наших будущих инженеров-программистов – он решил, что будет поступать в Институт гуманитарного образования. Да, он успешно сдаст ЕГЭ по физике, математике, информатике, но «любовь с первого взгляда» у него там. Ребят также очень привлекли Институт естествознания и стандартизации, где мы делали пирожные, Институт строительства, архитектуры и искусства – там одну из девочек совершенно очаровала кафедра художественной обработки материалов, в частности, технология художественной обработки камня. Мы твердо уверены, что если дети определятся и будут заниматься делом, которое им по душе, они будут намного счастливее.

Из серии «Жизнь замечательных людей»

Есть в плане внеурочной работы Проектной школы и замечательный раздел «Жизнь как личный проект», в рамках которого проходят встречи с интересными людьми, состоявшимися в той или иной сфере деятельности. Успехи у этих людей разные – для кого-то это материальные блага, для кого-то – любимое дело или возможность быть полезным людям.

А первым, кого «пытали» ребята, стал ректор МГТУ имени Носова Михаил ЧУКИН. И уже первая встреча показала: ученики умеют задавать интересные вопросы, они не зажаты. Свои плоды дает то, что общение детей и педагогов в Проектной школе выстроено на равных, ребят здесь считают взрослыми людьми. Такое погружение во взрослую жизнь – одно из ключевых условий обучения.

На встречи с ребятами приходят успешные бизнесмены, представители предприятий, и эти личные примеры порой существенно влияют на мироощущение и воспитание детей – об этом пишут родители в своих отзывах. Правильный пример, усвоенный ребенком в нужное время, позволяет достичь больших результатов.

Мечты о звездном небе

Будущим выпускникам Проектной школы в одиннадцатом классе предстоит защитить индивидуальную выпускную работу – собственный проект, на воплощение которого они получили заказ от конкретной организации или предприятия. В рамках подготовки дети уже в нынешнем году занимаются в университетской лаборатории «Виртуальная и дополненная реальность». Одним из направлений проектной деятельности в рамках технологического профиля обучения стало также «Инженерное моделирование». Но этим не ограничен круг тем. Благодаря проектной деятельности у ребят появилось много контактов с различными предприятиями. Ведь в Проектной школе поставили цель: все проекты школьников должны быть реальными, востребованными жизнью.

Например, для Музея Ильменского заповедника камня и ООО «Ситно» ученики Проектной школы будут создавать виртуальные экскурсии, для предприятия НПО «Андроидная техника» разрабатывают узлы для робота и программу для отработки различных ситуаций в этих устройствах.

– Мы ставим перед детьми задачи, которые помогают им понять свою значимость в этом мире и которые призваны сделать чью-то жизнь лучше, проще, – говорит Юлия Лактионова. – Для этого, по большому счету, и существует проектная деятельность – чтобы определить проблему и попытаться ее решить, довести дело до конца.

Сейчас у ребят и педагогов из Проектной школы наладилось взаимодействие с Союзом молодых металлургов – с общественной организацией они познакомились благодаря изучению астрономии. Представители Союза молодых металлургов пригласили ребят в свой планетарий, теперь часть уроков астрономии Проектной школы проходит там. А в мечтах – организовать совместный выезд, чтобы посмотреть в телескопы на звездное небо. Теперь в Проектной школе хотят создать и проекты по астрономии – запускать аппараты в стратосферу, использовать непилотируемые летательные аппараты для определения состояния зеленых насаждений и сельскохозяйственных посадок. Например, в той же компании «Ситно» заинтересованы в создании проекта по исследованию больших посевных площадей с помощью непилотируемых летательных аппаратов на предмет необходимости дополнительного внесения удобрений, орошения земель.

В будущем году к работе над проектами будут подключены ученые-наставники и студенты из тех областей науки, которые ребята выберут для себя. Есть здесь и еще один важный момент: дети, познакомившись поближе с учеными из МГТУ имени Носова, возможно, увидят именно в них своих будущих преподавателей. Подобный случай уже был во время знакомства с заведующим кафедрой автоматизированного электропривода и мехатроники, профессором Александром Аркадьевичем НИКОЛАЕВЫМ: один из учеников крепко задумался, нужно ли ему стремиться к поступлению в ведущий центральный вуз России, когда в родной Магнитке есть такие блестящие научные кадры.

– Личности – это очень важно. Когда дети здесь увидят конкретных людей, с которыми у них завяжется интересная научная или проектная деятельность, может быть, они здесь и останутся. Но это не самоцель. Здесь главное – предоставить им максимум возможностей понять и реализовать себя, – подчеркивает Ольга НАЗАРОВА.

Вектор развития

Сегодня Проектная школа обучает и ведет набор на следующий год по технологическому профилю – возможно, это лишь первый, пробный камень. В перспективе здесь могли бы появиться классы естественно-научного, гуманитарного, а также социально-экономического профилей. Для этого в распоряжении Проектной школы есть и кадры, и материально-техническое оснащение, и горячее желание руководителей и педагогов. Работать предстоит над финансовым обеспечением дальнейшего развития учреждения.

Сейчас в Проектной школе на 25 учеников приходится 25 компьютеров. Есть прекрасно оснащенные лаборатории по химии и физике проектной деятельности. В распоряжении юных ученых – микроскопы, колбы, реактивы, лабораторные приборы, молекулярные модели, вытяжка для опытов по химии и многое другое. Есть здесь библиотека, учебные диски, методическая литература.

– Сейчас у нас очень интересно проходят занятия по химии, – рассказывает Юлия Лактионова. – Недавно мы, смешивая вещества, в осадке получили нитрат серебра. В физической лаборатории есть оборудование для демонстрации действия всех законов физики. Например, на шаре Паскаля можно наглядно изучить закон, который объясняет, почему корабли не тонут, а самолеты летают. Подобные устройства помогают запомнить изучаемый материал навсегда – настолько они наглядно все показывают.

В каждом классе – современная школьная мебель, стулья, регулируемые по высоте, «электрифицированные» парты для занятий физикой, наборы гербариев в кабинете биологии, наборы для уроков физики и многое другое.

В учреждении есть лицензированный медицинский кабинет с процедурной и изолятором. Само расположение Проектной школы в основном здании вуза очень удобно – детям легко выйти в вузовские лаборатории, Кванториум.

Для ребенка-колясочника в классах оборудовано специальное учебное место, есть отдельный вход в учреждение. Имеется даже отгороженное место с ковриком и миской для собаки-поводыря.

В России сегодня немало проектов, подобных Проектной школе при МГТУ – их опыт тщательно изучили ее создатели. Но у магнитогорской Проектной школы своя уникальная концепция, «южноуральская», которая поддерживается нашим бизнес-сообществом.

Время – важное вложение

В Проектной школе ребята находятся с утра до вечера. После учебных занятий их ждут внеурочная работа и консультации по различным предметам. 

– Мы позиционируем себя школой, в которой хотим дать нашим детям не только знания по тем предметам, которые они выберут для итоговой аттестации, но и в области других компетенций, – поясняет Юлия Лактионова. – Консультации организованы для того, чтобы родители не тратили свои материальные ресурсы на подготовку детей к поступлению в вузы.      

Благодаря такой усиленной программе обучения всех ребят за первое полугодие удалось подтянуть к одному уровню подготовки по профильным предметам: физике, математике, информатике. Заложена крепкая основа для дальнейшего развития. 

– Мне очень нравится здесь учиться, Проектная школа дает широкие возможности – рассказывает Анна МОРОЗОВА, ученица Проектной школы. – Здесь проходят встречи с интересными людьми, преподают дисциплины, которым не научат в обычной школе. Я, например, занимаюсь виртуальной реальностью, не думаю, что где-то еще есть подобное оборудование и возможности. Мои одноклассники заняты не менее интересными вещами: дополненной реальностью, изучением нейронных сетей. Ощущение такое, что с этими ребятами я знакома уже тысячу лет, все они классные – добрые, отзывчивые, при этом, конечно, каждый из них – индивидуальность, но все друг друга принимают. Педагоги, директор школы, школьный психолог, который с нами занимается два раза в неделю, – все помогают нам находить взаимопонимание, чтобы нам было здесь хорошо и комфортно. Конечно, учебная нагрузка в Проектной школе больше, чем в обычной, но нельзя получить больше знаний, не затратив дополнительное время. Я считаю, это то время, которое следует вложить в свое образование и в свое будущее, чтобы потом достичь успеха.

Сейчас в Проектной школе проходит набор учеников на будущий учебный год в десятый класс технологического профиля обучения. Критерием отбора является обязательное наличие оценок не ниже четырех баллов по математике и русскому языку. Ребятам также предстоит пройти собеседование по предметам физика, математика и информатика. Отдельно с ними будут говорить о мотивации продолжить обучение в классе именно технологического профиля и именно в Проектной школе. Здесь сегодня ждут активных, нацеленных на успех ребят.

Елена СМИРНОВА

Фото: МГТУ имени Носова и автор              

Exit mobile version