Заслуженный художник России представляет юбилейную экспозицию
В Магнитогорской картинной галерее развернута выставка, посвященная 80-летию Константина Черепанова.
Открытию вернисажа заслуженного художника России предшествовала история не то чтобы мистическая, но весьма туманная. Сегодня точно никто не может сказать, куда и с чьей «помощью» в 90-годы прошлого столетия пропала картина Черепанова «Цирк». Ныне же буквально накануне начала работы выставки «без вести пропавшее» произведение искусства в картинную галерею принесла девушка, пожелавшая остаться инкогнито.
Об этом рассказала корреспонденту «МР» куратор выставки Ирина Терещенко. И добавила, что вернувшийся «Цирк» посетители экспозиции не увидят. Картина пребывает в таком плачевном состоянии, что ее автор Константин Черепанов находит шансы на успешную реставрацию призрачными. Кстати, восьмидесятилетний юбиляр весьма бодр и энергичен. При монтировании экспонатов вернисажа (свыше сотни единиц), занявшем четыре дня, художник принимал самое деятельное участие.
Родной город Константина Черепанова – Нижний Тагил. Там он окончил Уральское училище прикладного искусства. Учебу продолжил в Ленинграде, ныне это Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия. В те годы прошел стажировку в Венгерской высшей худшколе по специальности «художественный текстиль».
В Магнитогорск приехал в 1977 году по приглашению ректората пединститута, став старшим преподавателем художественно-графического факультета. Его труд отмечен наградами Академии художеств, Союза художников России. Горожанам он известен монументальными работами: художник расписывал храм Вознесения (ныне Кафедральный собор Вознесения Христова), читальный зал библиотеки МаГУ, он автор витража в театре оперы и балета. Константин Прокопьевич – активный участник городских, областных, региональных, всероссийских выставок. В его творческом арсенале семь выставок персональных.
Юбилейная экспозиция – ретроспектива художественного наследия мастера: живопись, графика, фотогалерея монументальных работ, художественный текстиль, коллажи, предметные композиции. Работы удивляют многогранностью, создают особую ауру искусства, демонстрируя профессионализм и творческую эволюцию их создателя. Знаковые для автора работы «Терновый венец России», «Горный воздух», «Русский челн», «Реквием по ушедшим художникам» и другие произведения отражают политические и духовные изменения в обществе, что позволяет говорить о просветительской роли экспозиции.
– Современное искусство имеет специфическую особенность: его несет во все стороны, – делится впечатлениями один из посетителей выставки заслуженный работник культуры РСФСР, художник, поэт, прозаик, журналист, путешественник и философ Владислав Аристов. – Зритель часто пребывает в растерянности. А сохранить какие-то базисные точки в искусстве чрезвычайно важно. На мой взгляд, Черепанов как раз и есть сильный базисный художник. Он имеет очень приличную школу, по-прежнему подпитывается ею. С другой стороны ему отнюдь не чужда устремленность в авангардные направления. И вот в таком широком диапазоне он проявляет себя как мастер. Есть о чем думать, есть чему учиться, есть на что опираться. Ему недавно исполнилось восемьдесят лет. И он говорит: «Мне интересно жить. Я хочу поработать…»
Фото Илья МОСКОВЕЦ