Спасать животных с улицы, находить им заботливых хозяев, это не так просто как может показаться. Екатерина Сердюкова уже больше пяти лет занимается зооволонтерством.
Для нее это не просто увлечение, это трудная работа. На спасение животных уходит огромное количество времени, сил и нервов, говорит Екатерина. И главное – много денег – около семи тысяч рублей в месяц. Но со своего пути сходить она не намерена. Кто если не мы? – задается она риторическим вопросом.
Сейчас у самой Екатерины живет пять кошек и две собаки: одна своя, другая – пока на лечении. И вся эта компания умещается в обычной однокомнатной квартире.
– Все думают, что много животных – это прямо страшно, – улыбается девушка в ответ на недоумение. – Нет, главное подходить к этому делу с умом. И никакого запаха!
Екатерина говорит, что бездомные животные сами тянутся к ней. Ну как тут не помочь?! Таких волонтеров часто недолюбливают, не придавая большого значения их труду. О том, какие бывают сложности и как это – спасать животных – Екатерина поделилась с «МР-инфо».
– Сложно пройти мимо бездомного животного?
– Я не бросаюсь на всех животных, сую их в рюкзак и бегу спасать, нет. Если это будет маленький котенок – да, вероятно, и заберу. Если же это будет взрослое животное, вполне возможно, я пройду мимо. К этому делу нужно подходить очень ответственно, соразмерить свои способности.
–Трудно пристраивать животных?
– Очень. Особенно сейчас стало намного сложнее. И когда мы выкладываем посты в социальные сети, то в основном только волонтеры и разбирают, а простые горожане – нет.
– Случается, что сначала забирают животное, а потом сами же отправляют его на улицу?
– Да, такое случается постоянно. Хоть мы и составляем договор при передаче животного, и пытаемся как-то отслеживать, звонить, даже иногда в гости ходить. Я как-то передала кошечку – мы с людьми держали связь год, вместе ходили в клинику. Потом вдруг узнаю, что кошки больше нет. Куда она делась, непонятно. И ты ничего не докажешь. Можно, конечно, идти к участковому, но это ни к чему не привет. Ну ты взял животное, если что-то не получается – верни его. А многие просто берут и выкидывают и ничего не говорят.
– Что такое передержка?
– Есть такие люди, которые к себе домой принимают животных за небольшие деньги. Они обеспечивают ему уход, кормление. Если нужна медицинская помощь, то тоже помогают. Сейчас стало очень много передержек. Это очень отрадно. Потому что раньше такого не было, мы как-то сами все справлялись. Даже у некоторых волонтеров дома было по 30 животных. Это, конечно, очень страшно. Самая низкая цена за передержку – 100 рублей в месяц и плюс сам приносишь корм. Если корм не приносишь, то 150 рублей. Это за кошечку. С собаками все намного тяжелее и дороже.
– Не страшно подходить к бездомным собакам, чтобы их поймать?
– Тут нужно смотреть, что за собака. Обычно они сами тянутся, если просят помощи. Но одна, например, спокойно к тебе подходит, ты ее взял и поймал. А с другой собакой, хоть она и дружелюбная, пришлось за ней побегать. Мы даже со снотворным ловили – собака боялась человека. Бывают и агрессивные собаки, просто так не подойдешь. Надо ее приманивать, прикармливать. Но просто так к собаке вообще не стоит подходить – потому что мало ли?
– Никогда не кусала собака?
– Собаки – нет, кошки – да. Причем это такие серьезные укусы. Три года подряд я делала прививку от бешенства и столбняка. Кошки, хоть и такие маленькие, но очень часто кусают. А собаки – нет, это нужно очень постараться, чтобы вывести ее на укус.
– Приходится спасать животных, которых отлавливают, стерилизуют и снова выпускают?
– Я сейчас как раз расхлебываю последствия таких операций, которые проводят в пункте временного содержания. Животные после них в жутком состоянии. Операции, которые они делают, даже стерилизацией сложно назвать. Зашивают материалом, от которого развивается воспаление. Толку от такой работы нет. Они выпускают покалеченных животных, которых мы, волонтеры, ловим и на свои средства их восстанавливаем и пристраиваем. И почему они выпускают животных не там, где поймали? Например, отловили с района “Континента”, а выгрузили возле школы на 50-летия Магнитки. Зачем? У них же уже есть места обитания. А в этом случае им приходится снова искать себе пропитание. И опять же школа рядом… Мне не понятна сама система работы этого пвс.
– Нет же гарантии, что стерилизованная собака не укусит?
– Нет, конечно! Стерилизация только притупляет инстинкты к размножению. Но животное по- прежнему будет искать себе пропитание и защищать себя. Главное не лезть к животному. Если оно само к тебе агрессивно подходит, в принципе достаточно громкого крика. Я даже знаю, что у некоторых людей на смартфонах есть звук выстрела или взрыва. Бежать ни в коем случае нельзя. Потому что вы становитесь ей интересны. Когда вы стоите и что-то громко говорите, она пугается. Можно в пол-оборота развернуться, это сбивает их с толку, собака не понимает, что происходит.
– Если собаки подходят стаей?
– У меня бывали такие ситуации. На моем районе в стаи сбиваются по 8-10 огромных собак. И когда я выхожу со своим питомцем, они часто ко мне бегут. Я встаю спокойно и громко кричу: «Нельзя! Фу!». Они бывает, порычат, но все-таки убегают. Еще люди начинают замахиваться пакетами, махать руками – так не надо делать. Собаки чувствуют страх. Поэтому нужно спокойно остановиться и громкими звуками попытаться их отогнать.
– Как сделать так, чтобы животных не было на улицах?
– Если только опираться на опыт западных стран, где любое домашнее животное чипируется, есть паспорт, по которому можно отследить хозяина. Если выкинул, то обязан заплатить штраф. Возможно, мы тоже когда-то к этому тоже придем.
– Ваши соседи знают количестве животных в квартире? Как реагируют?
– Соседи знают и ничего против не имеют, потому что я соблюдаю все гигиенические нормы. Буквально на днях сосед увидел, что я опять выхожу с собакой – не своей и сказал: «Опять ты собаку притащила!». Я говорю: “Ну вот она бегает у вас возле школы – вам за своих детей не страшно?” А он: “На свои деньги ее содержать и кормить, да я ее лучше бы застрелил!”
– После этих слов изменилось к нему отношение?
– Нет, это его мнение. Если ты готов этим заниматься – пожалуйста. Я никого не призываю спасать животных. Но если они вызывают отрицательные эмоции – просто пройди мимо. Нам тоже неприятно слышать такое. В свое дело мы вкладываем очень много сил, поэтому хотелось бы большего понимания.
– Случалось, что не удавалось выходить животное?
– Да, после таких случаев даже хочется все бросить. Был кот, которого облили водой на морозе и он примерз к земле. Кто-то его отодрал – прямо с мехом – и просто в таком состоянии бросил в подъезд. Когда я его забрала – у него уже началось сильное обморожение. Я не смогла найти средств – требовались серьезные препараты. И к себе не могла его взять, и никто не отозвался. Поэтому выбора не оставалось – пришлось его усыпить.
– Что за понятие – «зоошиза»?
– Это когда любовь к животным переходит границы. Когда у себя дома собирают до 30 кошек. Когда человек не ухаживает за ними, не стерилизует. Он думает, что спасает животных. Но на самом деле – нет. Вот это– «зоошиза». Потом волонтерам приходится к таким людям выезжать и уже действительно спасать – вычищать квартиру, пристраивать животных. Сейчас зооволонтерство помолодело. Раньше волонтеры – это кто? Бабуська – такая немного сумасшедшая, немножечко с душком. А сейчас волонтеры – это в основном девчонки, которые объединяются в организации и подходят к делу довольно грамотно. Отлавливают, договариваются с ветклиниками и пристраивают животных.
– К теме бабушек, какую помощь оказываете им?
– Это отдельная история – помогала нескольким бабушкам. Сейчас курирую одну, у нее было 30 кошек. Совместно с одной ветклиникой простерилизовали всех кошек. Пристроить всех, к сожалению, я не смогла, у некоторых был вирус. Сейчас у нее всего 10 кошек. Езжу к ней каждый месяц – люди помогают – сбрасывают деньги на корм. Кошкам делаем прививки, глистогоним. причем родственники таких бабушек обычно никак не участвуют в этом. Я даже пробовала звонить, но они сказали – занимайтесь сами, у нас своя жизнь. Хорошо, без проблем. Хотя были даже смешные случаи, когда говорили, что я за квартиру помогаю таким бабушкам. Ну каждый думает в меру своей испорченности. У меня исключительно добрые намерения.
– История с расстрелом собак в одном из садов, как так вышло?
– У меня самой на этой передержке была собака, которую я спасла. Не могу утверждать точно, ходят слухи, что сторож этого сада каким-то образом проник на территорию, хотя там заборы очень высокие, все закрывается, и в упор расстрелял пять собак. Причем это были щенки, хоть и рослые. И потом через месяц ситуация опять повторилась – уже двух собак убил. Здесь и бездействие полиции в какой-то мере, и волонтеры тоже не могут этого доказать, потому что камер нигде нет.
Почему-то именно в этом году участились случаи жестокого обращения с животными. На Зеленом логе выкинули собаку – овчарку с балкона. Причем это были не хозяева. Просто собаку кто-то запустил в подъезд погреться и какие-то люди взяли и просто сбросили ее. Хорошо, что неравнодушные сразу скооперировались, отвезли в клинику, сейчас она в безопасности и за ней ухаживают.
– Какое наказание было бы справедливым для догхантеров?
– Вот отправить бы его в какой-то приют, чтобы он действительно поработал там, поварил кашу, поубирал за животными. Такие люди должны понять, что они творят. Сажать, конечно, можно, но он выйдет таким же озлобленным. Хотя догханторов, живодеров ничего не исправит. Или наказывать рублем, чтобы эти средства шли на волонтерскую деятельность.
– Складывается ощущение, что есть некая разрозненность среди волонтеров?
– Есть такое. Сколько состою в этом волонтерском движении – уже лет пять – с самого начала каждый тянет на себя одеяло. Хотя одним делом занимаемся. Все крупные зоозащитные организации сейчас стали ветклиниками. Они дают нам карт-бланш, мы можем действительно к ним прийти в долг что-то сделать. У меня у самой была такая ситуация, когда я поддерживала одну организацию, а в другой меня из-за этого заблокировали. То есть они мне отрезали путь к своей помощи. Почему они так поступают? Нужно интересоваться у них.
– Почему некоторые зоозащитники так агрессивно себя ведут?
– Многие думают, что взять животное с улицы – это так просто. Мне много раз звонили – приезжайте у нас в подъезде собака. Я приезжаю, спрашиваю этих людей – вы будете мне помогать? Нет, мы же вам позвонили, дальше сама делай. Бывает, звонят неадекватные – у меня кот везде ссыт, я его сейчас выкину. Ну, выкидывай! Мы не можем всех спасти, и если нам передают какое-то животное, мы тоже хотим небольшой помощи – хотя бы в соцсетях разместить объявление. Поэтому и у нас соответствующее отношение к таким людям.
– Почему помощь животным, а не, например, больным детям?
– Я помогаю и детям, и онкобольным людям. Но им может помочь большее количество людей. А вот животных многие недолюбливают. Если я уже начала этим заниматься, то уже не сверну с этого пути. Поэтому я помогаю по мере своих возможностей животным.
– Когда опускаются руки?
– После расстрелов, жестокости людей. Когда не получаешь отклика. Мы стараемся спасти животных не ради них, а ради людей. Ведь люди негативно относятся к сборищу собак, кошек. Но все почему-то думают, что для нас какой-то кайф – бегать за животными. А мы просто хотим, чтобы животных не трогали. Кто, если не мы им поможет?
Похожие материалы
Фото Динара ВОРОНЦОВА, личный архив героини материала